Защита прав ребенка и человека

Защита прав ребенка и человека

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 19-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. (Статья 1 Конвенции о правах ребенка)

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение — ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми – взрослыми и детьми, — которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития – для того, чтобы сформироваться как личность, — ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, — это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, — это его отношения с родителями – матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка – это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

  • Жить и воспитываться в семье
  • Общаться с родителями и другими родственниками
  • Защищать свои права
  • Выражать своё мнение
  • Право на имя, отчество и фамилию
  • Изменение фамилии и имени
  • Право на имущество
  • Право на медицинское обслуживание
  • Право на образование и другие.

Данные права установлены и гарантированы:

  • Конституцией РФ;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом № 124-ФЗ от 24.07.98 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

— Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1989 г., др. нормативно-правовыми актами и документами. В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

  1. скорая медицинская помощь, при: — состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;
  2. амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
    • первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
    • консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
    • консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
    • прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
    • профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
    • целевые медицинские осмотры;
    • диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;
  3. стационарная помощь при:
    • острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах, ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
    • инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
    • плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);
  4. помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:

  • ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
  • проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Права учащихся:

  • Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.
  • Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.
  • Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.
  • Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.
  • Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
  • Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
  • Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
  • Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
  • Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Защита прав несовершеннолетних детей

  • Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.
  • Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
  • При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
  • Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
  • Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
  • Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

К первым относятся:

  • Прокуратура,
  • Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

  • предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
  • предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);
  • внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
  • опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона «О милиции», ст. 3, 6 Указа Президента РФ «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ»). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в обязанности этих комиссий входит:

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

  • расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;
  • введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);
  • составление Плана по защите ребенка – акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;
  • распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);
  • создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);
  • разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;
  • контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее, положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации.

Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка – закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка – 20.11.1989 г.), являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет–универсальна – единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта «защиты» в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Дела такого рода против России также уже подаются.

121596, г.Москва, ул. Толбухина, д.11, корп.2
тел./факс: 8-499-737-83-01, 8-985-782-28-28 адвокат Черников Виктор Николаевич
тел. 8-916-347-60-60 — для СМИ и общественных связей
Наш блог в ЖЖ — pravoza21

Роль оон в защите прав ребенка Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Голубева Т.Ю., Афанасьев М.А.

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей , их функций и полномочий. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция особая система правосудия для несовершеннолетних.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Голубева Т.Ю., Афанасьев М.А.,

Текст научной работы на тему «Роль оон в защите прав ребенка»

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

РОЛЬ ООН В ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЕНКА

Работа посвящена деятельности ООН по защите прав ребенка на международном уровне, в ней изучены история возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка, дана характеристика международных органов в сфере защиты прав детей, их функций и полномочий. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей. Рассмотрена роль ЮНИСЕФ в решении проблем детей на международном уровне. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция — особая система правосудия для несовершеннолетних.

Ключевые слова: Устав ООН, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО, Комитет по правам ребенка, защита прав детей.

Устав Организации Объединенных Наций (ООН) обязывает Организацию содействовать «уважению прав человека и основных свобод для всех, без различия рас, пола, языка и религии» и объявляет их уважение основой для достижения целей Организации (п. 3 статьи 1 и статья 55).

Все структуры ООН являются элементами международного механизма и служат одному делу: защите прав человека, в том числе несовершеннолетних детей, и гражданских свобод, демократии, ненасилию, взаимопониманию. Этим целям служат и деятельность Генеральной Ассамблеи, и совета Безопасности, и ЭКОСОС, и ЮНИФЕМ (Фонд ООН для развития в интересах женщин), и ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), и ВОЗ, и ЮНЕСКО, и МОТ, и иные структуры ООН [5, см. ООН официальный сайт].

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924 году.

Первым нормативным актом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. Она подвела благородную моральную базу под охрану прав ребенка [5, см.

ООН официальный сайт]. Однако уже тогда было ясно, что она не обеспечивала надлежащих правовых гарантий и поэтому требовала дальнейшего усовершенствования.

Отмечая двадцатую годовщину принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого было проведено множество мероприятий и выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка

20.11.1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была одобрена Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для СССР 15.09.1990 года [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Конвенция о правах ребенка явилась первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Это дало блестящие результаты. 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. В первый день Конвенцию подписало 61 государство, что дало основание для ее быстрой ратификации. После ратификации Конвенции двадцатью государствами, в том числе и нашей страной, она вступила в силу 2 сентября 1990 года и стала частью международного права для этих государств [5].

Продолжением международного движения за права детей стала Всемирная встреча на высшем уровне, проходившая в Нью-Йорке с 29 по 30 сентября 1990 года с участием многих глав государств и правительств, министров, постоянных представителей в ООН и представителей мировой общественности. Эта встреча показала, что международное сообщество преисполнено решимости улучшить участь детей, и обладает всеми возможностями для этого. На этой встрече были приняты «Всемирная декларация обеспечения выживания, защиты и развития детей», а также «План действий по ее осуществлению», которые были в тот же день подписаны 163 главами государств и правительств. Эта акция была рассчитана на обеспечение ратификации Конвенции всеми странами.

Для усиления этого процесса на Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. Это почти случилось в 1997 году, когда 191 государство стало участником Конвенции о правах ребенка. Только США и Сомали пока не присоединились к Конвенции.

По инициативе Франции, проявленной в 1996 году, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка [3, см. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России].

Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом. Следует контролировать государственную политику в сфере соблюдения прав ребенка со стороны общественности. Конвенция о правах ребенка по существу является «великой хартией вольности» для детей и «мировой конституцией» прав ребенка — важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека.

В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения» [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Деятельность ООН в сфере защите прав детей.

Во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка, в начале 1991 года было организовано совещание представителей государств — участников Конвенции о правах ребенка с целью проведения первых выборов в состав органа по наблюдению за ее соблюдением — Комитета по правам ребенка. (CRC) [2, см. Конвенция о правах ребенка].

На 10 мест было выдвинуто около 40 кандидатов. Избранные в первый состав Комитета эксперты (шестеро женщин и четверо мужчин) являлись гражданами Барбадоса, Бразилии, Буркина-Фасо, Зимбабве, Перу, Португалии, бывшего Советского Союза, Филиппин и Швеции. Их профессиональная подготовка охватывала широкий круг областей, включая права человека и международное право, отправление правосудия в области несовершеннолетних, социальную работу, медицину, журналистику и функционирование правительственных и неправительственных структур.

Комитет по правам ребенка создан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и обладает следующими функциями:

— получать и рассматривать отчеты государств-участников конвенции;

— консультировать правительства по вопросам прав ребенка; сотрудничает с неправительственными организациями по вопросам прав ребенка [6, см. Комитет по правам ребенка].

Так же появилась возможность выполнить процедуры, необходимые для создания Комитета по правам ребенка и избрания в него десяти независимых экспертов. Комитет, согласно Конвенции, должен рассматривать доклады государств-участников Конвенции о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет делает замечания, предложения и рекомендации, адресованные государствам-участникам Конвенции. Невыполнение рекомендаций и замечаний Комитета может повлечь упоминание государства, не выполняющего положений Конвенции, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Комитет каждые два года представляет доклад о своей работе Генеральной Ассамблее ООН, в нем приводятся рекомендации, данные государствам после рассмотрения их докладов по выполнению положений Конвенции о правах ребенка.

Если какое-либо государство не выполнило в должной мере рекомендаций, которые были даны при рассмотрении доклада Комитетом, то Генеральная Ассамблея может принять резолюцию, по которой этому государству трудно будет рассчитывать на моральную и материальную помощь со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций. Что отразится на положении детей в этой стране. Поэтому правительства стран-участниц Конвенции должны со всей серьезностью относиться к выполнению всех положений Конвенции и рекомендаций Комитета, чтобы избежать возможного ухудшения положения нуждающихся в помощи детей в своих странах.

Кроме того, еще в 1946 году ООН создала Детский Фонд (ЮНИСЕФ), который до настоящего времени остается главным органом по оказанию помощи детям.

Организация Объединенных Наций координирует свои действия по урегулированию гуманитарных кризисов через комитет, объединяющий все ключевые гуманитарные подразделения и действующий под председательством Координатора чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций. В состав этого Комитета по правам ребенка входят Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Цели и задачи ООН в работе по защите прав ребенка.

Главная цель ООН — поддержание международного мира и безопасности — может быть достигнута, прежде всего, при помощи мирных средств. Только в крайних случаях эта цель достигается с помощью вооруженной силы.

В январе 1993 года Комитет ввел процедурное новшество, рекомендовав Генеральной Ассамблее просить Генерального секретаря подготовить исследование по вопросу о защите детей во время вооруженных конфликтов. Такая просьба была высказана после однодневного «общего обсуждения» данного вопроса, которое было организовано Комитетом в 1992 году и в котором было предложено принять участие органам Организации Объединенных Наций и неправительственным организациям.

Устав ООН предусматривает и такое положение, при котором поддержание мира в том или ином районе путем использования мирных средств окажется затруднительным [1, см. Устав ООН].

Так, в течение последнего десятилетия 300 тыс. детей были завербованы в качестве солдат, и за это время в ходе войн погибло 2 миллиона детей, а ещё 6 миллионов получили тяжелые ранения или стали инвалидами. Результатом войн и гражданских беспорядков стало также появление 13 миллионов внутренне перемещенных детей и 10 миллионов детей-беженцев, многие из которых разлучены со своими родителями.

В этой связи, ЮНИСЕФ направляет свои усилия на удовлетворение их потребностей, обеспечивая их продовольствием, питьевой водой, лекарствами и жильем. Кроме того, исходя из стремления содействовать защите детей в условиях вооруженных конфликтов и обеспечивать предоставление им самых необходимых услуг, ЮНИСЕФ разработал концепцию «дети как зона мира» и провозгласил «дни мирной жизни» и «коридоры мира» [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Ещё один элемент деятельности Организации Объединенных Наций в гуманитарной области связан с предупреждением стихийных бедствий и обеспечением готовности к ним. Когда происходят стихийные бедствия, ПРООН координирует работу по оказанию чрезвычайной помощи на местном уровне, одновременно способствуя восстановлению и долгосрочному развитию [5, см. ООН официальный сайт].

В странах, которые в течение длительного времени подвергаются стихийным бедствиям или оправляются от конфликта, гуманитарная помощь все больше рассматривается как один из элементов общих усилий по обеспечению миростроительства наряду с политической и финансовой помощью.

Непосредственно важную и значительную роль в деле обеспечения и защиты детей, вовлеченных в вооруженные конфликты, играет Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) [7, см. ЮНИСЕФ официальный сайт].

Конвенция о правах ребенка и Комитет по правам ребенка придают особое значение международному сотрудничеству и помощи как средству обеспечения эффективной защиты прав детей [2, см. Конвенция о правах ребенка].

Подводя итог, следует отметить, что ООН в немалой степени оправдала свое предназначение. За последние семь десятилетий ООН сделала многое для сохранения мира и защите прав ребенка. Во время разработки Конвенции о правах ребенка международные неправительственные организации предложили закрепить в ней обязанности государств по поддержке национальных механизмов по имплементации данной Конвенции, но данное предложение не получило достаточного количества голосов26. Однако принятие Конвенции способствовало более широкому и глубокому осознанию важности прав детей и необходимости создания механизмов для осуществления контроля за их соблюдением. Поэтому ряд стран в настоящее время учредил институт независимых уполномоченных (омбудсменов) или комиссаров по правам ребенка [5, см. ООН официальный сайт].

Но, кроме успехов в своей деятельности, ООН также столкнулась с некими трудностями и проблемами в своей деятельности, такими как ООН не имеет в своем

распоряжении надежных постоянных сил быстрого реагирования [5, см. ООН официальный сайт].

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей [5, см. ООН официальный сайт]. В первую очередь потому, что они являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.

1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) //»Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», Вып. XII, — М., 1956, с. 14 — 47.