Выпишите из текста собственные наименования которые относятся

Выпишите из текста собственные наименования которые относятся

06.04.2014 05:09 | Автор: Administrator

(Из Федерального закона Российской Федерации от 1 июня 2005 г.

«О государственном языке Российской Федерации»)

Расскажите, как вы понимаете смысл Закона.

Выпишите из текста собственные наименования, которые относятся к общественно-политической лексике. Дополните этот список своими приме­рами. Какими источниками информации вы при этом воспользуетесь?

Устное высказывание. Внимательно прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов и выражений. Составьте и запишите предложения с этими словами.

Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свою точку зрения.

В наши дни наблюдается значительное снижение культуры речи, что постоянно обнаруживается в средствах массовой информации, пуб­личных выступлениях, бытовом общении. Дело в том, что понимание свободы слова у нас приобрело характер ничем не сдерживаемой и нерегулируемой речевой стихии. Русская речь страдает от внедрения вульгарных слов, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными оборотами. Нормы русского языка не соблю­даются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования всё чаще встречаются в речи ведущих телепрограмм и радиопередач. Русскому языку как основному элементу культуры и национальному достоянию народов России наносится колоссальный ущерб.

3. 1. Вспомните, что вы знаете о

Социальной рекламе и её назначе­нии в нашей жизни.

2. Выскажите мнение о том, отра­жает ли идея данной рекламы основное содержание текста упр. 2.

Попробуйте предложить свой ва­риант рекламы, призывающей бережно относиться к родному языку. Что, по-вашему, можно изобразить на таком Мы теряем его плакате? Какие слова написать?

Устное высказывание. Сформулируйте доказательства, подтверж­дающие и, наоборот, опровергающие суждение: Судьба родного языка зави­сит от каждого из нас. Какие аргументы вам труднее подобрать?

Прочитайте. Как вы понимаете высказывание выдающегося русского философа Ивана Александровича Ильина (1882—1954)? Какова основная мысль текста? Сформулируйте и запишите её. Объясните лексическое значе­ние выделенных слов.

И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она — наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и па­ренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.

Существительные собственные и нарицательные. Что это такое и как отличить одно от другого?

Есть имена существительные собственные и нарицательные. Первые уроки по этой теме проходят еще в первом классе, но почему-то и дети старшего возраста, и взрослые путают их. Давайте разберемся, так ли все сложно с собственными и нарицательными существительными, как кажется.

  • Имена существительные нарицательные это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевл енных или неодушевл енных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые создают книги.
  • Имена существительные собственные— это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например: Александр Сергеевич Пушкин — имя, отчество и фамилия одного из писателей.

Все дело в том, что имена существительные из разряда нарицательного очень легко может перейти в разряд собственных и наоборот. Вот пример: мы знаем такие нарицательные существительные как вера, надежда и любовь, но со временем они превратились в имена собственные Вера, Надежда и Любовь.

Итак, рассмотрим основные правила определения имен существительных: нарицательных и собственных.

Существительное: собственное или нарицательное

  • Имена существительные собственные

К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы. А названия организаций, литературных произведений также заключаются в кавычки.

Например: Очень дружно жили кот Пушок и собака Дружок.

В этом предложении словаПушок и Дружок— клички животных, поэтому записываем с заглавной буквы — это имена существительные собственные.

Еще примеры собственных имен существительных:

  • Самуил Маршак, Григорий Распутин, Наталья Петровна Сахаорова (имена людей);
  • Брянск, Тула, Владивосток (названия городов);
  • Большое Мурашкино, Сибирское, Криуши, Польцо, Курдома (названия деревень и сел);
  • Килиманджаро, Эверест, Урал (названия гор);
  • Байкал, Альпзее, Мичиган (названия озер);
  • Россия, Чехия, Узбекистан, Абхазия (названия стран);
  • «Росбизнесконсалтинг», «Газпром», «ВАЗ» (названия организаций — пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках»).
  • Имена существительные нарицательные

Все остальные существительные — нарицательные. Они пишутся с прописк

Например, само слово город, названия животных собака и кошка, типы водоемов: река, море и озеро — нарицательные существительные.

То есть Москва — имя существительное собственное (название города), а город или столица — нарицательные.

Бурёнка — имя существительное собственное (кличка животного), а само корова или животное — нарицательные.

Как определить нарицательное или собственное существительное?

Определение имени существительного, является ли оно собственным или нарицательным, зачастую вызывает затруднение, особенно у ребят начальных классов. Попробуем разобраться.

Во-первых, именем собственным или нарицательным может быть только существительное. На какие вопросы отвечает существительное? Кто? Что?

Далее постарайтесь определить, объединяет ли данное существительное в себе группу слов? Что это: предмет, явление, класс однородных предметов (город, человек, улица, собака) или название организации, улицы, дома, имя?

Имена собственные и имена нарицательные

Образец: Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Сивка-Бурка – . сказочные персонажи

  • В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.И. Левитан – .
  • Санкт-Петербург, Владимир, Новгород, Тюмень, Москва – .
  • И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Г. Паустовский – .
  • Нева, Москва, Волга, Дон, Днепр – .
  • П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович – .
  • «Волга», «Нива», «Жигули», «Лада», «КаМАЗ»– .
  • А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак – .

Все имена существительные в задании являются именами собственными.

Обратите внимание: названия пишутся не только с большой буквы, но и в кавычках!

Кстати, а Рассеянный – это имя собственное или имя нарицательное? Вспомним начало стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь. Другой пример кличка собаки Шарик.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

  • Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).
  • Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
  • Кольт, Максим, Маузер, Наган — известные изобретатели оружия.
  • Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.
  • Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. .
  • Иногда предметы получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия — современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как «китайское яблоко»). Слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Прежде отчества носили только знатные люди, представители купечества, дворянства и церковной власти (Алёша Попов-сын = Алёша Попович), а простой человек, крестьянин, именовался по принадлежности к своему хозяину или месту, откуда он родом: Илья из Мурома = Илья Муромец. Если вы хотите узнать больше об именах, загляните в электронный или бумажный словарь имён (http://lib.deport.ru/slovar/nam.html или используйте раздел об именах на нашем сайте.

Об именах читайте в разделе «Обо всем понемножку»

Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными (не именами собственными):

столетие, мечта, ласточка, Снежок, голос, водяной, Лист, песня, ягода, рыба, «Калинка–Малинка», солдат, Кутузов, певица, Буратино, Кострома, Владимирская губерния.

Объясните подчеркнутые слова: что вы знаете об обозначаемых ими понятиях? От каких существительных можно образовать форму множественного числа, а от каких – нельзя?

Вывод: Имена собственные не имеют формы множественного числа (за исключением фамилий лиц, относящихся к одной семье – семья Ивановых, господа Петровы).

Переведите существительные из предыдущего упражнения на вам знакомый другой язык. Какие существительные и почему переводу не поддаются?

Вывод: Имена собственные никогда не переводятся, а только транслитерируются (записываются буквами другого языка), например: Ирина = Irina

Имена собственные и кавычки:
Так, какие имена собственные нужно писать в кавычках, а какие – нет? Помогите Рассеянному расставить кавычки:

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, роман Обломов, математик Ильин, созвездие Девы, духи Москва, город Москва, автомобиль Нива, гора Алатау, журнал Рыболов.

Вывод: В кавычках пишутся марки машин; марки и названия духов, сигарет; названия газет, журналов и литературных произведений. Без кавычек пишутся: имена собственные людей и литературных персонажей, географические и астрономические названия.

Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.

В немецком пишутся все существительные с большой буквы, в английском названия дней недели и месяцев. В русском языке этих правил нет. Однако в этих случаях «октябрь»и «времена года» пишутся с большой буквы? ПОчему?

фабрика «Красный Октябрь», П.И. Чайковский или Антонио Вивальди «Времена года».

Не забывай: Названия пишутся с большой буквы и в кавычках!

  • Город, который «летает»– _________________________
  • Самая длинная в мире река – ______________________
  • Река, носящая имя девочки – _______________________
  • Самое глубокое озеро в мире – _____________________
  • Море, в котором нет воды – _________________________
  • Моря, носящие «цветные»названия – ___________________
  • Самый большой океан – _________________________
  • Океан, носящий название страны – _________________

С какими событиями в истории России связаны данные даты? Попросите помощи у родителей. Запишите свои ответы и найдите в них имена собственные.

  • 988 год
  • 7 сентября 1812 года
  • декабрь 1825 года
  • 1905–1907 годы
  • октябрь 1917 года
  • сентябрь 1939 года
  • 22 июня 1941 года
  • 9 мая 1945 года
  • 12 апреля 1961 года

(Это даты, которые по нашему мнению должен знать любой образрванный человек.)

Урок русского языка в 8 классе по теме «Русский язык – национальный язык русского народа» (УМК Львовой)

№ 1. Русский язык, 8 класс Дата:………………………..

Тема : Русский язык – национальный язык русского народа.

Оборудование: учебник, дополнительные учебные пособия, раздаточный дидактический материал.

Оргмомент , самоопределение к деятельности

Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Почему нам важно изучать русский язык?

Какие темы русского языка кажутся вам самыми интересными?

Индивидуальная работа учащихся – … человек

Задание : напишите сочинение-миниатюру «Родной язык»

Анализ предложения => с объяснением у доски

Чтобы быть настоящим гражданином, нужно знать не только историю своей страны, но и тайны своего языка.

орфографический, синтаксический, пунктуационный разбор предложения.

Укажите синонимы (в том числе, контекстные) к словам: язык , гражданин .

Мотивация к изучению новой темы.

Изучение нового материала.

Ознакомление с содержанием курса русского языка 8-го класса и рассмотрение учебника:

содержание части 1 учебника – с. 303 – 304,

условные обозначения – с. 2,

приложение – с. 299 – 302;

содержание части 2 учебника – с. 141 – 142

Работа с учебником

Изучение материала учебника: §1 .

Первичное закрепление во внешней речи

Взаимообъяснения уч-ся по теме урока с использованием лингвистической терминологии => работа в парах.

Консультация учителя по вопросам учащихся

Закрепление изученного материала.

Чтение и анализ эпиграфа к §1

Задания на стр. 3-4 :

Выразительно прочитайте эпиграф и объясните, как его содержание связано с темой §1.

Бегло просмотрите текст и попытайтесь определить, почему он разделен на 3 части.

Составьте и запишите простой план текста.

Устно аргументируйте следующий тезис: Русский язык – это национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Самостоятельная работа с последующим обсуждением

Вдумчиво прочитайте фрагменты одной из статей Федерального закона РФ. Какую информацию о русском языке содержит этот документ?

Расскажите, как вы понимаете смысл Закона.

Выпишите из текста собственные наименования, которые относятся к общественно-политической лексике.

С/р уч-ся с последующим обсуждением

+ инд. работа у доски

Морфемный, словообразовательный анализ слов: государственный, русский, российский

Выпишите из абзаца №5 слова с проверяемой безударной гласной в корне.

Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание : §1, упр. 1(4), упр. 6 (1), орфографический минимум

  • Козина Вера Анатольевна
  • 615
  • 09.12.2016

Номер материала: ДБ-007560

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Выпишите из текста собственные наименования которые относятся

Выпишите из текста собственные наименования, которые относятся к общественно-политической лексике.

3. Порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации определяется Правительством Российской Федерации.

4. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.

5. Защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации.

6. При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.

7. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации.