Статья 17 фз о бухгалтерском учете

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» 2018 года (N 402-ФЗ редакция 2018)

С помощью этого онлайн-сервиса можно. вести бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, налогов и взносов, отправлять отчетность через интернет. 500 рублей в месяц.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ — N 402-ФЗ — устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности. Создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. Распространяет свою силу на Центральный банк России, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, учредивших адвокатские кабинеты адвокатов, гос. органы, власть местного самоуправления, на управление государственных внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов, находящиеся на территории нашего государства филиалы, представительства и т.п. структурные подразделения организаций, международные сообщества, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории России. Применяется при составлении бюджетной отчётности и при работе над бюджетным учётом активов и обязательств нашего государства и его субъектов, муниципальных образований.

КАЛЕНДАРЬ
бухгалтера

КОНСУЛЬТАЦИЯ
бухгалтера

БУХГАЛТЕРСКИЕ
программы

НОВОСТИ / СКИДКИ / АКЦИИ

Статья 17. ФЗ О бухгалтерском учете

Кто может не применять ККТ

Дополнен перечень лиц, которые вправе не применять ККТ.

Налоговый вычет за онлайн кассы

ЕНВД или патент имею право получить налоговый вычет.

Информация о юр. лицах и ИП

ФНС разместит информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.

Поставки продуктов необходимо учитывать

С 1 июля поставки продуктов компании обязаны учитывать в системе «Меркурий».

Об уплате страховых взносов

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год.

Помощь бухгалтеру

Федеральный закон от 06.11.2011 № 402-ФЗ

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 № 134-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 292-ФЗ,
от 21.12.2013 № 357-ФЗ, от 28.12.2013 № 425-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ,
от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 18.07.2017 № 160-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ)

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.06.2013 с изменениями, вступившими в силу 30.06.2013) «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
  • Официальный интернет-портал правовой информации, 07.12.2011,
  • «Российская газета», N 278, 07.12.2011,
  • «Собрание законодательства РФ», N 50, 12.12.2011, ст. 7344

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

Статья 17 фз о бухгалтерском учете

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица
[Закон «О бухгалтерском учете»] [Глава 2] [Статья 17]

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

1 комментарий к записи “Статья 17 Закон о Бухгалтерском учете. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица”

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Комментарий к статье 17

Как и в ситуации со статьей 16 Закона N 402-ФЗ, комментируемым Законом в отличие от его предшественника установлены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица.
В соответствии с положениями гражданского законодательства ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 61 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ (пункт 4 статьи 61 ГК РФ).
Что требуется от лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица?
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации (пункт 2 статьи 62 ГК РФ).
На основании пункта 3 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Статья 63 ГК РФ регламентирует порядок ликвидации юридического лица, то есть устанавливает определенную последовательность проведения ликвидационных мероприятий: публикация данных о государственной регистрации юридического лица, публикация о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса; продажа имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица в порядке очередности; составление ликвидационного баланса.
По правилу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Статьи, посвященные особенностям бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, в целом построены по схеме, аналогичной порядку изложения особенностей отчетности при реорганизации юридического лица:
— период, за который составляется последняя бухгалтерская отчетность: в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 402-ФЗ это период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи;
— лицо, составляющее отчетность: на основании пункта 2 статьи 17 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом;
— дату, на которую составляется последняя отчетность: она в силу положений пункта 3 комментируемой статьи составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица;
— состав отчетности: отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица (пункт 4 статьи 17 Закона N 402-ФЗ). Например, в указанный период необходимо снять с учета все обособленные подразделения и закрыть банковские счета.

Новый закон 402-ФЗ О бухучете приходит на смену старому 129-ФЗ

Обратите внимание: Новый Закон о бухгалтерском учете вступает в силу с 01 января 2013 года (ст. 32 законопроекта).

Действие нового закона распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, ИП, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

Обратите внимание: В настоящее время от обязанности ведения бухгалтерского учета освобождены организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, а так же граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр.лица, к которым приравниваются адвокаты (п.2, п.3 ст. 4 Закона 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).

В новом законопроекте не предусмотрено освобождение организаций от обязанности ведения бухгалтерского учета в зависимости от применяемой им системы налогообложения.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового законопроекта, бухгалтерский учет могут не вести:

  • индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;
  • находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Специально отмечены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Примечание.

В тексте нового закона вместо слова «организация» используется выражение «экономический субъект», но мы, для простоты восприятия и краткости изложения, не будем этим выражением злоупотреблять.

1. Понятия, используемые в новом законе.

Законопроект оперирует такими понятиями, как:

  • Бухгалтерская (финансовая отчетность);
  • Уполномоченный федеральный орган;
  • Стандарт бухгалтерского учета;
  • Международный стандарт;
  • План счетов бухгалтерского учета;
  • Отчетный период;
  • Руководитель экономического субъекта;
  • Факт хозяйственной жизни;
  • Организации государственного сектора.

Многие из этих понятий нам уже известны по действующему закону «О бухгалтерском учете» 129-ФЗ. Но есть и некоторые нововведения.

Так, например, известный нам термин хозяйственная операция заменен понятием факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств – п.8 ст. 3 нового законопроекта).

Впервые упомянуты международные стандарты (стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.3 ст.3 нового законопроекта).

2. Организация ведения бухгалтерского учета.

В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Новый ФЗ четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • Страховых организаций;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Акционерных инвестиционных фондов;
  • Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • Органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ).

Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ).

Обратите внимание: требования, которым должны будут соответствовать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которые возлагается ведение бухгалтерского учета) в соответствии с п.4, п.6 ст.7 нового ФЗ не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу нового ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (п.2 ст.30 нового ФЗ).

3. Учетная политика и первичные документы.

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ).

Организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета тех объектов бухучета, для которых федеральными стандартами не установлены способы ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

Положения о последовательности применения учетной политики организации и случаи, в которых она может изменяться, остались без изменений.

В положениях об учетной политике организации, в новом ФЗ, отдельно не упоминаются:

  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • Формы первичных и внутренних документов;
  • Порядок проведения инвентаризации;
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.

Обратите внимание: в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов будут утверждаться не учетной политикой организации, а руководителем (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 нового ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.9 нового ФЗ, первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Однако, если законодательством РФ или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа (п.6 ст.9 нового ФЗ).

В отличие от действующего ФЗ, в новом отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений:

Допускаются исправления в первичных документах, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п.7 ст.9 нового ФЗ).

Допускается включение в документы бухучета копий изъятых документов, изготовленных в порядке, установленном законодательством.

4. Регистры и объекты бухгалтерского учета.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 нового ФЗ).

Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Исправления, вносимые в регистры бухучета, должны быть датированы и подписаны ответственными лицами с расшифровкой их ФИО.

Новым ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты регистров бухучета. Ими являются:

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Статьей 5 нового ФЗ чуть более подробно, чем сейчас, обозначены объекты бухгалтерского учета.

В соответствии с п.2 ст.1 закона 129-ФЗ, объектами бухгалтерского учета являются:

  • имущество организаций;
  • обязательства;
  • хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Новый закон выделяет следующие объекты бухгалтерского учета:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

5. Бухгалтерская отчетность.

В действующем Законе о бухучете №129-ФЗ отсутствует описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и, на наш взгляд, не содержат принципиально новых моментов.

В описании состава бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (новый ФЗ).

Обратите внимание: в новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Кроме того, в главе «Общие требования к бухгалтерскому учету» нового ФЗ появились следующие статьи, касающиеся бухгалтерской отчетности, составляемой в особом порядке:

  • Статья 16 –«Особенности бухгалтерской (финансовой)отчетности при реорганизации юридического лица»;
  • Статья 17– «Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица»;

Статья об особенностях бухгалтерской отчетности при реорганизации юридического лица регламентирует формирование отчетности реорганизуемого юридического лица и возникшего в результате реорганизации юридического лица.

Так, согласно п.4 ст.16, последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемой компании, должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

На основании последней бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации и утвержденного передаточного акта составляется первая бухгалтерская отчетность возникшей организации.

Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами (п.6 ст.16 нового ФЗ).

Что касается ликвидации организации, то согласно п.4 ст.17 нового ФЗ, последняя бухгалтерская отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

6. Регулирование бухгалтерского учета.

В соответствии со ст. 20 нового ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • упрощения способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм некоммерческих организаций;
  • применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ст. 21 нового ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  • федеральные стандарты;
  • отраслевые стандарты;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты экономического субъекта.

Обратите внимание: согласно новому ФЗ, федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п.2 ст.21).

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, например:

  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства;
  • и пр.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п.5 ст.21 нового ФЗ).

Обратите внимание: до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком РФ до дня вступления в силу нового Федерального закона (п.1 ст.30 нового ФЗ).

Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе и не должны создавать препятствия осуществлению организацией ее деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются организацией самостоятельно.

Обратите внимание: в соответствии с п.15 ст.21 нового ФЗ, Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов будут заниматься государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования возлагается:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение Федеральных и отраслевых стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке международных стандартов;
  • разработка стандартов для организаций государственного сектора;
  • представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст.24 нового ФЗ, на субъекты негосударственного регулирования возлагается:

  • Разработка проектов федеральных стандартов, публичное обсуждение и предоставление в федеральный орган;
  • Участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • Участие в экспертизе проектов стандартов;
  • Обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан;
  • Разработка и принятие рекомендаций в области бухучета;
  • Разработка предложений по совершенствованию стандартов бухучета;
  • Участие в разработке международных стандартов.

Обратите внимание: если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, разработкой стандарта займется уполномоченный федеральный орган (пп.2 п.1 ст.28 нового ФЗ).

Экспертиза проектов федеральных стандартов проводится советом по стандартам бухгалтерского учета. Экспертиза проводится на предмет:

  • соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  • соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

В состав совета по стандартам бухучета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и 5 представителей органов государственного регулирования.

Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита.

Решения совета по стандартам бухгалтерского учета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Заседания совета являются открытыми.

Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме.

Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете», любой профессионал, желающий повлиять на стандартизацию бухгалтерского учета в нашей стране, получит возможность проявить себя и внести свой вклад в разработку федеральных стандартов учета.

По материалам ИА «Клерк.Ру»

Екатерина Анненкова, аттестованный аудитор Минфина РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению