Права детей оставшихся без попечения родителей реферат

Содержание:

Правовые основы социальной защиты детей-сирот

Главная > Курсовая работа >Государство и право

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

Кафедра правовых дисциплин

Курсовая работа на тему:

«Правовые основы
социальной защиты детей-сирот»

студентка 5 курса группы «СР»

Мамаева Анна Игоревна

ст. преподаватель, к.пед. н.

Глава 1. «Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей». ……………………..6

Глава 2. «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа»………………………………………………. 11

Глава 3. «Результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ……………16

Список использованной литературы ………………………………………. …24

Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот — домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях, несовершеннолетними в 2008 г. совершено свыше 100 тыс. преступлений. В 2008 г. жертвами преступного насилия в стране стали 126 тыс. детей, 1914 погибли от преступлений, 2330 получили тяжкий вред здоровью, 23 тыс. детей пропали без вести [19, 115]. Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.

Степень научной разработанности темы достаточно велика, учитывая важность темы для российской действительности. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Гусаровой Г. (социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечений родителей), Вороновой Е. (социальная работа с уличными детьми), Выготского Л. (психическое и социальное развитие детей и подростков), Варывдина В.А., Климантовой Г.И., Тимошиной Н.В.(социальная защите женщин, детей и семьи) и др.

Основной целью данного исследования является анализ и характеристика государственной системы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, сложившейся в современный период, и определение путей ее дальнейшего развития.

Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:

— изучить теоретические основы проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;

— исследовать нормативно-правовую базу системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;

— рассмотреть результаты государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Объектом настоящего исследования являются дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предметом – сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов по исследуемой в курсовой работе теме, анализ электронных источников, синтез, обработка и редактирование информации, наблюдение.

Глава 1. Особенности и проблемы социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей

Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

Сиротство — социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами [20, 23].

Дети-сироты — дети, оставшиеся без попечения родителей — дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке [6, 1].

Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство — явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д.

В силу несовершенства системы учёта, высокой динамики роста численности детей, утративших попечение родителей, точно количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в нашей стране вряд ли возможно определить. Однако, детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны, — примерно 697 тысяч против 678 тысяч в 1940-е годы. Две трети нынешних детей-сирот — это социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Об этом заявила председатель думского комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина.

В последние сто лет нарастающий темп общественных преобразований захватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться: огромные патриархальные семьи распадаются, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связи между её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимо всего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается и развивается ребёнок.

Возникли разнообразные типы детских учреждений — от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Появление детских учреждений (институтов) вызвало весьма неоднозначное отношение и стремление разобраться в том, как они влияют на психическое развитие детей, а также породило проблему «институализации», т. е. вопрос об особенностях формирования личности и поведение ребёнка, посещающего общественные детские учреждения. За рубежом долгое время широко бытовало убеждение, что развитие детей в таких учреждениях сильно отстаёт. Многие учёные подчёркивали губительное и необратимое негативное действие «институтов» на психику детей.

В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства — от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека [14, 94].

Реферат Защита прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей

Реферат — Защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Дипломная работа — социальная поддержка и защита детей, оставшихся без попечения родителей

Реферат — Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Реферат на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».

Содержание.
введение.
Усыновление (удочерение) детей.
Опека и попечительство над детьми.
Приемная семья.
Заключение.
Список использованной литературы.

Климантова Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

М.:Изд-во РГСУ, 2008. 192 с.

В пособии рассматриваются проблемы семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Оно содержит анализ историко-педагогических и социальных предпосылок развития семейного устройства детей-сирот, описание отечественного и зарубежного опыта, характери.

Ершов В.А. Опека и попечительство: юридический статус и защита прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки

Учебно — методический комплекс. — М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008. — 112 с. ISBN: 978-5-476-00697-8

В настоящем издании анализируются вопросы, связанные с применением законодательства об опеке и попечительстве. В книге дана общая характеристика указанных правовых институтов, рассмотрены установленные законом основания пом.

Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Шубина А.С. Образ семьи в картине мира детей, оставшихся без попечения родителей

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.
– М., — 2009 — 28 стр. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология. Научный руководитель – кандидат психологических наук, профессор Андрущенко Татьяна Юрьевна.

Аннотация.
Цель исследования заключается в выявлении специфик.

Реферат — Судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательства

Г. Новокузнецк, ГОУ ВПО КузГПА, 2010, 16 стр.
Предмет — Предпринимательство и его правовые основы.
Реферат- Судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательства.

Содержание.
Введение.
Судебная защита прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предприним.

Насонова, И.А. Защита прав и законных интересов лиц на стадии возбуждения уголовного дела

Реферат — Прокуратура как субъект государственного надзора за соблюдением прав и законных интересов личности

Контрольная работа — Защита прав и интересов детей в Российском законодательстве

Печников Н.П. Процессуальные гарантии прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве

Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. — 120 стр.

Рассматриваются концептуальные аспекты уголовно-процессуального доказывания. Раскрывается сущность и содержание этических основ деятельности прокурора, следователя, дознавателя, предлагаются пути и средства усиления нравственных начал в работе по расследованию преступлений.

Контрольная работа — Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского реагирования

Зверева В.А. Судебная защита законных финансовых интересов субъекта Российской Федерации

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
12.00.14 – административное право; финансовое право;
информационное право

Москва-2007
Работа выполнена на кафедре финансового права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская .

Ганаева Е.Э. Криминологические и уголовно-правовые меры обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних (на материалах Чеченской Республики)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
МОСКВА — 2008. — 26с.
Диссертация выполнена в Чеченском государственном университете на кафедре уголовного права и процесса.

Федеральный закон о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг N 46-ФЗ от 5 марта 1999 года

Колоколов Н.А. Актуальные проблемы защиты прав, свобод и законных интересов личности в уголовном процессе: в призме результатов мониторинга 2008 — 2009 гг

М.: Юрист, 2009. 368 с.

Источниками тем, выбранных для обсуждения, стали данные из пунктов бесплатной правовой помощи, организованной в рамках проекта, материалы конференций и круглых столов, отчеты местных правозащитных объединений, данные мониторинга местных и региональных СМИ, а также заявления, жалобы и обращения от.

Полякова Э.М. и др. Защита законных прав призывника и военнослужащего

Издание 13-е. Полякова Э. М. и др.
— СПб.: Норма, 2008. — 264 с.

На основании многолетней практики авторы пришли к выводу, что призывникам не следует пользоваться отсрочками, поскольку срок их действия ограничен. Разумнее воспользоваться своим правом на освобождение от службы по состоянию здоровья. У каждого.

Цаплина П. Человек за рулем. Защита прав и интересов

Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов

М.: Юридическая литература, 1970. — 112 с.

В книге описываются порядок и особенности рассмотрения авторских споров в суде. При этом исследуются вопросы подведомственности и подсудности указанных споров, участники судебного разбирательства и положение управлений по охране авторских прав, подготовка дел к судебному разбир.

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Законодательство о социальной защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеристика причин социального сиротства и формы социального устройства. Права и органы, содействующие защите прав и интересов детей-сирот.

Подобные документы

Исследование форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы общественного сиротства в современной Российской Федерации. Основные направления реформирования законодательства страны в сфере защиты прав сирот.

дипломная работа, добавлен 21.12.2016

Решение проблемы обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в РФ как фактор социальной устойчивости общества. Определение технологий решения жилищных проблем детей-сирот, рассмотрение опыта Республики Башкортостан.

статья, добавлен 30.04.2018

Изучение исторических аспектов формирования и развития института защиты детей-сирот. Ознакомление с правовым регулированием социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрение форм их устройства и жилищных гарантий.

дипломная работа, добавлен 02.11.2016

Анализ законодательных документов о положении и правах детей-сирот в Казахстане. Обеспечение права на достойное и качественное образование для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Использование патроната как особой формы воспитания.

статья, добавлен 17.07.2018

Проблемы, связанные с сиротством. Органы опеки и попечительства. Лишение родительских прав. Новые формы устройства детей-сирот: приемная семья. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Лица, имеющие право быть усыновителями.

реферат, добавлен 01.04.2015

Анализ социально-экономических причин, приводящих к увеличению числа неблагополучных семей и количества детей-сирот. Личные и имущественные права ребенка. Защита прав и интересов несовершеннолетних детей в случаях отсутствия родительского попечения.

реферат, добавлен 07.11.2017

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую входит совершенствование системы нормативно-правового регулирования постинтернатного сопровождения. Адаптация выпускников учреждений для сирот. Финансовые выплаты детям.

статья, добавлен 11.05.2016

Правовые особенности государственной социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии на образование. Проблемы реализации гарантии защиты жилищных и имущественных прав детей в рассматриваемой категории.

дипломная работа, добавлен 23.07.2018

Организация работы по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Изучение существующих форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Порядок организации процесса опеки и попечительства над несовершеннолетними.

реферат, добавлен 09.02.2011

Законодательное закрепление жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изучение способов совершения мошенничества в жилищной сфере в их отношении. Дополнительные гарантии данных категорий детей на имущество и жилое помещение.

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое понятие сиротства. Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России. Механизм организации социальной защиты детей в «Коррекционной школе-интернате для детей-сирот города Находки».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Раздел 1. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 История сиротства в России

1.2 Теоретическое понятие сиротства в России

1.3 Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.4 Дополнительные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19

Раздел 2. Механизм организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на примере: КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей-сирот г. Находки»

2.1 Структура организации

2.2 Взаимодействие школы — интерната с другими организациями

2.3 Примерный план работы в «Коррекционной школе — интернат для детей- сирот г. Находки»

Список использованных источников

Актуальность темы заключается в стремительном росте детей — сирот и отсутствие эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня — это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Термин «дети — сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» определяется в Законе основанный согласно ст. 121 Семейного кодекса. Установлено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

В качестве базовой ценности нашего общества, которое стремится стать гражданским, признается семья, как основной институт общества, и дети, которым предстоит жить в России. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И тогда общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

В настоящее время в обыденной речи используется только два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети — сироты — это дети, не достигшие 18 лет, у которых умерли оба родителя или единственный. Социальные сироты — это дети, имеющие биологических родителей или одного из них, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием (лишение родительских прав, признание не дееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

Одна из важнейших задач государства и общества — это социальная защита детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несмотря на то, что государство принимает меры по улучшению устройства и воспитания детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но найти радикальное решение этой проблемы почти невозможно.

В России сократилось количество детей — сирот. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 года, составила 481 тыс. 921 человек, что на 2,3% меньше, чем в 2014 году (в 2014 г. — 493 тыс. 071). Из них 83% детей находятся на воспитании в семьях, как сообщают в Министерстве образования и науки РФ.

В 2015 году в России усыновлены 6649 детей, а на другие формы устройства — под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание — переданы 52 тыс. 706 детей.

В России по состоянию на 1 мая 2016 года в государственном банке данных детей-сирот находились сведения о 66 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, тогда как в 2012 году таких детей было 119 тыс.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имея положительного опыта семейной жизни, воспитываясь в детских домах, школах — интернатах, зачастую сами не могут создать полноценную семью. Многие повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя круг социального сиротства.

Дж. Боулби английский психолог стал основоположником изучения влияния отсутствия родителей на развитие ребенка. В тридцатые годы усилилось внимание к изучению и анализу воспитания детей в условиях разных культур. Интересные работы М. Мид (1935 г.), исследования антропологического направления провела М. Эйнсуорт (1967 г.), появились работы, посвященные сравнению традиции американского семейного воспитания с каналами, господствующими в Японии (1669), Греции (1978) и других странах. В нашей стране провелось только одно серьезное исследование на эту тему — изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения личности детей, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д.

В этих условиях правовая защита ребенка, оставшегося без попечения родителей является серьезной общегосударственной проблемой, а тема дипломной работы является актуальной.

Тема работы: Социальная защита детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования — исследовать основные проблемы правовой защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В рамках указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. исследовать проблемы социального сиротства;

2. изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4. рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

5. выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях;

6. исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере КГОБУ «Коррекционная школа — интернат для детей- сирот г. Находки».

Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

В введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, определяются цели, задачи, предмет и объект исследования, проводится обзор источников и литературы, раскрывается новизна и научно — практическая значимость данной работы.

В первом разделе «Теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» рассматриваются такие задачи как: теоретические определения детей — сироти детей, оставшихся без попечения родителей, права детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита прав и интересов детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательные основы осуществления защиты прав и интересов несовершеннолетних.

Во втором разделе рассматривается механизм организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на примере КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей- сирот г. Находки».

В заключении отражены выводы по работе. Анализируется поставленная цель, пути её достижения, через решение задач.

сирота социальный защита

Раздел 1. Теоретические и нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 История сиротства в России

История борьбы с сиротством в России имеет следующие этапы:

1. В родовой общине существовало «приймачество» — усыновление. Приймать в семью могли пожилые люди, которым нужна помощь по хозяйству или у них не было наследников. Была и другая форма — мирская, ребенок переходил из семьи в семью для кормления.

2. Основная помощь была связана с княжеством и попечительством. Создавались училища для обучения детей разных сословий. Одна из основных забот Владимира Мономаха призрение нуждающихся, страждущих и сирот, что подтверждает его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите». В России все крупные храмы и монастыри содержали больницы, богадельни и приюты. Была помощь и со стороны простого люда к друг другу и особенно детям. Древняя традиция заботиться о брошенных детях превратилась в заботу скудельницах. «Скудельница» — это общая могила, где хоронили людей во время эпидемий, замерших зимой. При них ставили сторожки, где жили брошенные дети. Скудельники занимались воспитанием детей, следили за их физическим развитием, прививали им нравственные качества человеческого общежития. На этом этапе дети еще не воспринимались государством и церковью, как ценность для общества.

3. Петр I создает государственную систему призрения нуждающихся, в 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», в казне выделяются средства на их содержание. Благотворительность становится устойчивой традицией. В 1797 году Мария Федоровна, жена Павла I, писала императору о работе воспитательных домов и приютов, где предлагала «…отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам доброго поведения. Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15». Таким образом было положено начало системе воспитания сирот в семье.

4. В России формируется все больше благотворительных учреждений, которые охватывают более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезни, дефект развития, сиротство, бродяжничество, проституция, алкоголизм, а также и на детей с физическими недостатками. Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи. Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов). В 90-е годы появились детские дома трудолюбия. В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое мнение о необходимости призрения детей, положительное отношение к благотворительности.

5. Переломным моментом благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Социальные проблемы того времени — это сиротство, беспризорность, проституция несовершеннолетних, число которых резко возросло. В 30 — х годах опустился «железный занавес» и было принято решение о закреплении детских домов за заводами, колхозами, предприятиями. Что решало проблему трудоустройства детей и обеспечения их жильем. Потрясения, связанные с Великой Отечественной войной, обострили положение детей. К социально обездоленным детям стали относиться, как к жертвам войны. В 60-х правительство приняло решение преобразовать большую часть детских домов в школы-интернаты. В 1988 году принято постановление «О создании детских домов семейного типа». В начале 90-х гг. реализуются три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи». А в 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики. После семидесятилетнего перерыва Россия изучает зарубежный опыт призрения, воспитания и обучения детей, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Прошли годы. Мир вошел в XXI век. Изменилась жизнь, изменились нравы. Но проблемы сиротства по-прежнему актуальны. Основная причина социального сиротства — это добровольный отказ от ребенка при рождении, но в течении трех месяцев родители могут изменить решение и забрать ребенка.

Случается, и принудительное изъятие ребенка из семьи, если родителей лишают родительских прав, чтобы защитить жизнь и интересы ребенка. Часто это происходит с неблагополучными семьями, где родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни или недееспособны.

Последствия социальное сиротство разные, но все они оставляют негативный след в душе ребенка, его эмоциональная связь с внешним миром и сверстниками разрушается, появляются комплексы и осознание ненужности остаются с ним на всю жизнь.

Что же касается тех детей, которые уже остались без попечения родителей, для тех, кто готов их усыновить, сегодня предусмотрены специальные льготы и много делается для упрощения самой процедуры усыновления. В частности, успешно действует практика возмездной опеки над детьми-сиротами: приемная семья, получающая за воспитание ребенка пособие от государства.

1.2 Теоретическое понятие сиротства в России

Дети — сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальные сироты — это дети, которые имеют биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием детей. Социальное сиротство — это социальное явление, в котором имеются дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие решения их родительских прав, признания их не дееспособными, безвестно отсутствующими.

Опека — это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных).

Попечительство — это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства опекунством. Под попечение попадает более широкая категория детей, родители которых:

2. лишены родительских прав; · ограничены в родительских правах;

3. признаны безвестно отсутствующими;

4. недееспособны (ограниченно дееспособны); отбывают наказание в исправительных колониях;

5. обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

6. уклоняются от воспитания детей;

7. отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» опека и попечительство — норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду и ребенка, оставшегося без родителей, и социального сироту.

Государство несет ответственность за систему призрения сирот, но не решает ее основательно. Сейчас в России значительно увеличилось новые силы (партии, общественные организации), которые уже взяли на себя значительную ответственность за содержание, воспитание и обучение детей.

Однако основные формы устройства детей не изменились — передача детей под опеку, усыновление, устройство в детские дома, школы — интернаты, центры временного пребывания детей.

Самая распространённая форма устройства детей — это опека (детей до 14 лет) и попечительство (детей с 14 до 18 лет). Обычно под опеку или попечительство детей берут ближайшие родственники.

Существует множество форм помощи детям попавших в сложную жизненную ситуацию, такие как:

1. Материальная (вещи, игрушки и другие нужды);

2. Спонсорская (поездки, детские лагеря, подарки);

3. Моральная (внимание, забота, любовь);

В лучшем случае можно стать для ребенка второй мамой, но на этот шаг решаются немногие.

На данный момент одна из важных задач государства является сокращение численности детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поручил Правительству Российской Федерации совместно с регионами создать механизм решения задачи сокращения числа детей, находящихся в детских домах и интернатах. Для этого необходимо реформировать детские интернатные учреждения.

На сегодняшний день в России существует несколько видов устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронат. Отличие этих видов друг от друга:

Усыновление (удочерение) — это принятие ребенка в семью на правах кровного, вытыкающимися всеми правами и обязанностями. Эта форма является самой приоритетной. Данный вид устройства ребенка позволяет чувствовать себя полноценным членом семьи, за ним сохраняются все отношения и права наследования, даже при наступлении совершеннолетия. При усыновлении, усыновители могут дать ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество и даже дату рождения. Единственный минус такой формы, это длительный процесс по оформлению всех документов. После оформления ребенка в семью государство не оказывает никакой дополнительной помощи такой семье.

Опека — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигших 14 лет, а попечительство над детьми, не достигших 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка. Однако органы опеки осуществляют постоянный контроль за опекуном в вопросах обучения, содержания и ответственности. Контроль может быть временным или постоянным. На опекаемого ребенка выплачивается ежемесячное пособие, а по достижению 18 лет предоставляется жилье, если таково отсутствует. Минусами такого вида устройства детей могут стать такие факторы: ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна, не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка, нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны. Смена фамилии ребенку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приемная семья — в приемной семье проживает ребенок, которого невозможно передать на усыновление или опеку, так как у ребенка отсутствует юридический статус или не могут найти усыновителей и опекунов. Такая форма заменяет воспитание в детском доме или интернате на основе договора между приемной семьей и органами опеки. В таких семьях может воспитываться от 1 до 8 детей. На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жилье, если его у него нет. Минусами такой формы устройства ребенка могут быть: постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Патронат — форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Патронат форма заменяющая временное содержание в приюте и часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, Уполномоченной службой, родителями ребенка и территориальными органами опеки. Плюсами данного вида устройства являются следующие: возможно поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, не имеющего статус, который позволяет передать его под опеку или усыновить, т.е. ином случае обреченного попасть в приют, детский дом; на ребенка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Минусами могут являться следующие факторы: работа с ребенком ведется по планам Уполномоченной службы, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование средств, ребенок может быть изъят из семьи воспитателя в любой момент, по решению Уполномоченной службы, контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется Уполномоченной службой.

Общим требованиями при разных формах устройства являются: требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограниченных в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по вине взрослых.

1.3 Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ѕ Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.:

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В Декларации прав ребенка указано «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании. Важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка. Важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах.

ѕ Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года:

Право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право ребенка на охрану чести и достоинства личности (ст. 21), право ребенка на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных форм сообщений (ст. 22 — 25), право ребенка на свободу мысли, слова, свободу массовой информации (ст. 29), право ребенка свободно передвигаться, выбирать местопребывания и жительства (ст. 27), право ребенка на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности ребенка, право ребенка на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья (ст. 41), право ребенка на труд (ст. 37), право на образование, право на участие в культурной и творческой жизни общества (ст. 44).

ѕ Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.:

Главой 11 Семейного кодекса РФ устанавливаются права: Право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54).

ѕ N 223-ФЗ Глава 11. Права несовершеннолетних детей:

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55). Право ребенка на защиту (ст.56). Право ребенка выражать свое мнение (ст. 57). Право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58). Изменение имени и фамилии ребенка (ст.59). Имущественные права ребенка (ст.60).

ѕ Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 62-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей»:

Принято решение о присоединении от имени Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей.

ѕ Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

Устанавливается единая система учета инвалидов в Российской Федерации, в том числе детей- инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально- экономическим положением инвалидов и их демографическим составом; Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета; Органами государственной власти и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, оказывается психолого-педагогическая поддержка при получении инвалидами образования, в том числе при получении общего образования детьми-инвалидами на дому и в форме семейного образования. Устанавливаются нормы, по которым дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату. Устанавливаются нормы по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

ѕ Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:

Определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ѕ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:

Устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

ѕ Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»:

Регламентируются основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также устанавливает основания проведения такой работы. Регламентированы полномочия соответствующих органов, проводящих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их основные направления и принципы деятельности; права лиц, в отношении которых проводится профилактическая работа, порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и законодательно закреплены другие вопросы, возникающие в процессе проведения профилактической работы.

ѕ Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»:

Регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

ѕ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

ѕ Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»:

Основными задачами являются: Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на

международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Создание общероссийской системы оценки качества образования. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями. Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно- профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот. Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.4 Дополнительные права детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дополнительные права на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей вправе получать бесплатное второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе обучаться во всех государственных, муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя переходят на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей при выпуске из образовательного учреждения, обеспечиваются сезонной одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Детям из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения в образовательных учреждениях выплачивается стипендия на 50% больше установленной в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы в период производственного обучения и производственной практики. До конца обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. При предоставлении академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение и выплачивается стипендия. Также обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном и в сельской местности (кроме такси). Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками, которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют про ориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Раздел 2. Механизм организации социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения на примере: КГОБУ «Коррекционная школа-интернат для детей- сирот г. Находки»

2.1 Структура организации

Юридический адрес: 692900, Россия, Приморский край, город Находка, улица Горького,8, контактный телефон: 62-04-28.

Учредитель: Департамент образования и науки Приморского края.

Руководитель: Соломай В.В. Дата создания учреждения: 1962 год.

ѕ социальные педагоги;

ѕ педагоги — психологи

ѕ обслуживающий персонал.

В школе — 15 классов, учащихся — 150 человек, 1-4 классах — 38 человек, 5-9 классах — 102 человека, 10 класс — 10 человек.

«Школа-интернат» согласно педагогическому словарю определяется» как школа, в которой дети учатся и живут». Именно в таком смысле школы-интернаты приступили к созданию общеобразовательных школ-интернатов как учебно-воспитательных учреждений нового типа.

Сегодня в системе образования достаточно скромное место по численности и очень важное по значению занимают общеобразовательные школы-интернаты разных типов, воспитанниками которых являются дети и подростки с определенными социально-психологическими проблемами в жизни и такие, которые имеют недостатки в физическом и умственном развитии.

Основным видом деятельности компании является Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.

Школа осуществляет следующие виды деятельности:

ѕ образовательную деятельность по реализации программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, составленных на базе основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего образования с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников;

ѕ дополнительного образования с использованием традиционных и инновационных технологий;

ѕ психологическое обеспечение образовательного процесса осуществляет педагог — психолог, входящий в штат учреждения;

ѕ медицинское обеспечение по охране здоровья воспитанников и укрепления их психофизического состояния осуществляют штатные медицинские работники.

Социально-психологическая служба школы:

1. Заместитель директора школы по воспитательной работе — социально-педагогическая работа во вне учебного времени с различными группами школьников. Социально-педагогическая помощь учителю по организации и проведению вне учебной работы со школьниками.

2. Психолог — исследование социально-психологических и педагогических явлений в школе и школьных коллективах. Диагностика и социально-психологическое консультирование учителей, детей и подростков.

3. Социальный педагог — социальная защита прав ребенка, социально-педагогическая работа с детьми, социально-педагогическое консультирование, методическая работа.

4. Логопед — диагностика и коррекция речи у учащихся в начальных классах.

Основную функцию по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей берет на себя социальный педагог — это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая, социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая. Поддерживает связь с родителями, изучает социальные проблемы воспитанников, ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет социальную защиту воспитанников, осуществляет меры по получению профессионального образования и трудоустройству выпускников, проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей, консультирует классных руководителей, родителей, выступает на классных и общешкольных родительских собраниях, педагогических советах, совещаний, осуществляет контроль за сохранением здоровья воспитанников.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов. Возникающие проблемы разрешаются при условии сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности.

Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:

ѕ Руководствуется: Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993

ѕ Всеобщей декларацией прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948г);

ѕ Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.);

ѕ Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;

ѕ Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-фз от 29.12.2012; Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995г;

ѕ Гражданским кодексом РФ (с изменениями и дополнениями на 1 октября 2013года;

ѕ Семейным кодексом РФ (с изменениями и дополнениями с 30.12.2015 года);

ѕ Жилищным кодексом РФ (с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2015 года).

2.2 Взаимодействие школы — интерната с другими организациями

Департамент образования и науки в приморском крае:

ѕ Комплектование детского дома;

ѕ Предоставление различной отчётности;

ѕ Получение направлений в коррекционные школы для воспитанников;

ѕ Решение вопросов о переводе воспитанников в другие детские дома.

ѕ Решение вопросов о предоставлении жилой площади воспитанникам в жилищных отделах;

ѕ Оформление льгот по ЖКХ и оформление детям, получающим пенсии по потере кормильца в Отделах социальной защиты населения;

ѕ Решение организационных вопросов в районном отделе образования;

ѕ В Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обсуждение правонарушений воспитанников, их взрослых и родственников; координация действий различных ведомств района по охране прав детей.

Органы опеки и попечительства Муниципальных образований:

ѕ Работа по формированию банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (анкеты детей, дополнения к анкетам);

ѕ Работа с кандидатами в опекуны, усыновители, приёмные родители;

ѕ Работа по установлению социального статуса воспитанников (получение документов в органах ЗАГС, участие в судебных заседаниях по лишению родительских прав, ограничению в родительских правах, восстановлению в родительских правах, снятию ограничений в родительских правах, подготовка доказательной базы для исковых заявлений по вышеуказанным делам);

ѕ Регулирование отпуска воспитанников домой к родственникам и посещения родственниками детей в детском доме;

ѕ Контроль за сохранностью жилплощади воспитанников, согласование любых сделок с недвижимостью воспитанников.

Органы внутренних дел:

ѕ Совместная работа по предупреждению правонарушений среди воспитанников, совместный сбор для доказательной базы для судебных дел, розыск родственников воспитанников (Отдел по делам несовершеннолетних — ОДН территориальных отделов полиции);

ѕ Розыск воспитанников, самовольно ушедших из детского дома или забранных из детского дома без разрешения администрации детского дома (дежурная часть);

ѕ Преступления, совершённые воспитанниками или в отношении воспитанников (дежурная часть, органы дознания, уголовный розыск);

ѕ Поддержание общественного порядка на территории детского дома и в непосредственной близости от него — участковый уполномоченный милиции;

ѕ Экстренная необходимость — патрульно-постовая служба, дежурная часть.

Федеральная миграционная служба:

ѕ Оформление регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Снятие с регистрационного учёта;

ѕ Определение принадлежности к гражданству РФ;

ѕ Оформление загран. паспортов детям, выезжающим за границу РФ (например, туристические поездки, на учёбу).

ѕ Консультации по различным правовым вопросам, совместное участие в заседаниях рабочей группы по решению сложных проблем воспитанников детских домов;

ѕ Подготовка исковых заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ;

ѕ Помощь в случае нарушения прав воспитанников какими-либо гражданами или учреждениями в тех случаях, когда другие способы решения проблемы исчерпаны.

Федеральная служба судебных приставов:

ѕ Работа по взысканию алиментов с должников (ответчиков);

ѕ Вселение выпускников по решению суда на спорную жилую площадь;

ѕ Привлечение к уголовной ответственности по ст.157 УК РФ;

ѕ Розыск должников по алиментам.

ѕ Социальный педагог представляет интересы воспитанников во всех судебных инстанциях по любым делам и в любом качестве (истец, ответчик, 3-е лицо, свидетель, законный представитель).

ѕ Назначение пенсий по инвалидности и оп случаю потер кормильца, перерасчёт пенсий, перевод пенсий из другого района;

ѕ Оформление свидетельств обязательного пенсионного страхования;

ѕ Оформление ЕДВ детям-инвалидам;

ѕ Возможен отказ от соц. пакета.

ѕ Контроль за сохранностью жилплощади воспитанников. Получение справок ф.7 и ф.9, выписок из карточки регистрации, копии ордера или договора социального найма;

ѕ Решение вопросов о ремонте жил. площади воспитанников;

ѕ Решение вопросов списания долга по квартплате и услугам ЖКХ.