Понятие и система инвестиционного права

Система инвестиционного права

Инвестиционное право как отрасль права имеет свою систему, т.е. внутреннюю структуру и разделение на определенные элементы, институты, каждый из которых отражает характер объективно складывающихся инвестиционных отношений в обществе, является закономерным процессом.

Для понимания инвестиционного права и правового регулирования инвестиционных отношений необходимо в первую очередь отметить, что в современных условиях нормы инвестиционного права представляют собой первоначальный элемент содержания данной отрасли. Потому что в ней выражены прежде всего основные черты содержания инвестиционного права в целом. Содержанием инвестиционного права, т.е. предметом правового регулирования, является обособленная группа инвестиционных отношений, отражающих объективные условия существования и развития инвестиционного процесса и (или) инвестиционной деятельности.

Можно выделить следующие отличительные признаки инвестиционных правовых норм.
1. Поскольку инвестиционное право предназначено для установления и регулирования определенного вида общественных отношений, в которых основными участниками являются собственники, эти отношения объективно требуют юридически своеобразной правовой регламентации, поэтому каждой норме права присуще качество общеобязательного правила: нормы инвестиционного права обязательны для всех, кто является участником инвестиционных отношений.
2. Нормы инвестиционного права устанавливаются, а также охраняются от нарушения государством, осуществляющим контроль за соблюдением норм инвестиционного права.
3. Нормы инвестиционного права отличаются признаком формальной определенности. Они формулируют права субъектов инвестиционной деятельности на конкретные виды дозволенных действий на те или иные объекты, признаваемые инвестициями, а также обязанности, запреты и меры ответственности за их неисполнение или нарушение публичного порядка.
4. Нормы инвестиционного права регулируют сложные общественно необходимые отношения между собственниками.

При этом каждая из норм инвестиционного права является общеобязательным предписанием государства. Все нормы инвестиционного права призваны регулировать общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности. При этом регулятивные нормы инвестиционного права устанавливают содержание правил поведения, которое выражается в мере дозволенного и должного поведения сторон регулируемого отношения. Это достигается путем определения прав и соответствующих обязанностей сторон инвестиционных отношений. В нормах инвестиционного права определены условия осуществления полномочий органов государства, перечни объектов инвестирования, особенности правового статуса отдельных участников инвестиционной деятельности и их признаки, организационно-правовые формы ведения инвестиционной деятельности, специальные требования к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; порядок и условия заключения и исполнения договоров; пределы и формы государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Разделение инвестиционного права как отрасли на институты, нормы в зависимости от содержания регулируемых качественно однородных общественных отношений, т.е. от объекта регулирования, представляет собой главную юридическую структуру предметной дифференциации.

В инвестиционном праве правовые нормы дифференцированы по институтам.

Критерий, который выявляется в процессе предметной дифференциации и интеграции норм инвестиционного права, связан с тем главным свойством, которым характеризуется система норм инвестиционного права — это стремление упорядочения содержания правовых норм, создания устойчивых связей элементов внутренней структуры, способных выявить и обеспечить действие свойств целостной системы, не присущих ее отдельным элементам.

Поэтому предметный подход и структурный анализ содержания норм инвестиционного права является критерием построения системы институтов инвестиционного права.

На основании изложенного можно предложить следующее определение понятия «институт инвестиционного права».

Институт инвестиционного права — это объективно обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности.

Понятие инвестиционного права как комплексной отрасли права. Предмет, метод и система инвестиционного права

Переход к рыночной экономике в России неразрывно связан с развитием инвестирования как профессионально осуществляемой хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. В условиях интенсивно развивающейся инвестиционной деятельности, в том числе с иностранным участием, в системе российского права сформировалась новая комплексная отрасль – инвестиционное право.

Понятие «инвестиционное право» может рассматриваться в четырех основных значениях (см.: приложение 1).

1. Инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству.

2. Инвестиционное право как система законодательства – это совокупность правовых норм, содержащихся в источниках права (нормативных правовых актах, обычаях) и регулирующих порядок осуществления инвестиционной деятельности. Изучение инвестиционного законодательства предполагает также анализ судебноарбитражной практики в целях достижения единообразия в понимании и применении норм, содержащихся в источниках права.

3. Инвестиционное право как научная дисциплина, т.е. система знаний, – это совокупность представлений ученых о данной отрасли. Наука инвестиционного права познает истоки его зарождения, этапы становления и прогнозирует, опираясь на сумму накопленной информации, направление развития.

4. Инвестиционное право как учебная дисциплина – система обобщенных сведений об инвестиционном праве как отрасли, его законодательстве и практике применения, а также о науке.

В систему предмета инвестиционного права входят (см.: приложение 2):

1) общественные отношения, связанные с размещением на территории РФ инвестируемых в экономику финансовых средств, иного имущества (как движимого, гак и недвижимого, не изъятого из гражданского оборота), включая имущественные и личные неимущественные права (например, авторское, патентное право). В рассматриваемую группу отношений также входят договоры о совместной деятельности, включая отношения но образованию юридических лиц, созданных на основе долевого или 100%-го участия иностранных инвесторов, а также отношения по созданию филиалов и представительств иностранных юридических лиц на территории РФ;

2) общественные отношения по контролю за допуском, созданием и деятельностью на территории РФ иностранных инвесторов и образуемых ими юридических лиц. Представленная группа отношений включает государственную регистрацию предприятий с иностранным участием, лицензирование отдельных видов деятельности совместных предприятий, сертификацию и стандартизацию результатов их предпринимательской деятельности. Данная группа отношений объясняется ограничениями предпринимательской деятельности иностранных инвесторов в некоторых областях экономики: связи, средствах телекоммуникации, энергетики, транспорта и т.д. в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан России, обеспечения обороны страны и безопасности государства и необходимости в этой части государственного контроля за надлежащим исполнением российского законодательства;

3) общественные отношения, связанные с созданием на территории РФ необходимого инвестиционного климата (режима) в целях привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, включая предоставление государством гарантий и льгот иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиционной деятельности в рамках действующего законодательства. Данная группа также включает отношения по защите интересов и прав инвесторов от незаконного вмешательства государства или третьих лиц;

4) общественные отношения, связанные с наложением ответственности за инвестиционную (предпринимательскую) деятельность, противоречащую законодательству.

Инвестиционное право тесно связано с гражданским, предпринимательским, финансовым, административным правом, так как общественные отношения, составляющие предмет инвестиционного права, одновременно являются частью предмета перечисленных выше отраслей российского права. Следовательно, необходимо признать комплексность исследуемых отношений, в связи с чем можно выделить присущие инвестиционным отношениям существенные признаки.

Признаками инвестиционных отношений, составляющих предмет инвестиционного права, являются (см.: приложение 3):

1) инвестиционная деятельность, составляющая предмет права, характеризуется самостоятельностью. Условно можно выделить имущественную и организационную самостоятельность инвестора. Имущественная самостоятельность определяется наличием у инвестора обособленного имущества как экономической базы инвестиционной деятельности. Объем имущественной самостоятельности зависит от того юридического титула, на основе которого это имущество принадлежит инвестору. Наиболее велика самостоятельность собственника имущества. Предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, также имеют значительную имущественную самостоятельность, однако уже ограниченную законом и договором с собственником-инвестором. И наконец, принадлежность имущества на праве оперативного управления дает наименьший простор для реализации инвестиционных отношений. Организационная самостоятельность – это возможность принятия самостоятельных решений в процессе инвестиционной деятельности, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида и правовой формы инвестирования;

2) инвестиционная деятельность сопряжена с риском. Этим признаком подтверждается однородность инвестиционных отношений и предпринимательства в самом широком смысле этого понятия. Предпринимательский риск – мощный стимул к успешной работе; уменьшения убытков можно достичь путем заключения договора страхования предпринимательского риска, т.е. риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов (портфельная инвестиция). Вполне объяснимо в связи с этим, что такой чисто рыночный институт, как институт несостоятельности (банкротства), возрождается в нашей стране только с переходом к рынку;

3) инвестиционная деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью инвестора, придает его деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в том случае, если в результате получена не прибыль, а убыток. Вместе с тем, если получение прибыли как цель не ставится изначально, деятельность нельзя назвать инвестиционной, она не носит коммерческого характера.

Нельзя не обратить внимание и на такой квалифицирующий признак инвестиционной деятельности, как систематичность в извлечении прибыли. К сожалению, четких количественных критериев систематичности законодательством пока не выработано. Законодательный пробел предлагается восполнить, включив в определение инвестиционной деятельности дополнительные квалифицирующие признаки, такие как доля прибыли от этой деятельности в общих доходах инвестора, существенность и форма прибыли и др.

В соответствии с определением прибыль извлекается инвесторами от размещения имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данный признак, как представляется, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что инвестиционная деятельность многогранна и ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Почему, например, нужно вести речь лишь о правомочии пользования в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, сдачи его в аренду)? А если инвестор-патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя другим лицам право пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности, заключая лицензионные договоры? Эти случаи не укладываются в законодательный перечень. Видимо, не имело смысла в законе перечислять возможные направления инвестиционной деятельности, так как они определяются, прежде всего, рынком;

4) инвестиционная деятельность осуществляется лицами как зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, так и в некоторых случаях без регистрации (например, покупка ценных бумаг на фондовом рынке). Однако деятельность инвесторов, зарегистрированных в установленном порядке, – это формальный признак, т.е. признак, легализующий инвестиционную деятельность, придающий ей законный статус. Его отсутствие не приводит к утрате качества инвестиционной деятельности, однако выводит ее за рамки государственных гарантий и льгот. В отличие от анализируемого формального признака рассмотренные ранее признаки инвестиционной деятельности являются сущностными (раскрывающими ее сущность), и только их совокупность дает возможность квалифицировать деятельность лица как инвестиционную.

Инвестиционные отношения, в свою очередь, тесно связаны с другими, не имеющими непосредственной цели извлечения прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности организационно-имущественного характера по созданию и прекращению деятельности совместного с иностранными инвесторами предприятия или полностью им принадлежащего, получению лицензий и сертификатов и в ряде других случаев проведению экологической экспертизы (например, разработка природных ресурсов, недр). Такая хозяйственная деятельность носит некоммерческий характер, по создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей инвестиционной (предпринимательской) деятельности. Именно поэтому отношения, возникающие в указанных случаях, охватываются хозяйственно-правовым регулированием и входят в предмет инвестиционного права.

Создает условия для инвестиционного права и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др., деятельность товарных и фондовых бирж, основной целью которых является формирование соответствующего рынка инвестиций, также регулируется нормами инвестиционного права, а складывающиеся при осуществлении этой деятельности отношения включаются в предмет данной подотрасли.

И наконец, государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов-инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм. Эти отношения, возникающие в процессе государственного инвестиционного регулирования, образуют третью группу из состава предмета инвестиционного права.

Под методом правового регулирования, применяемым в инвестиционном праве, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной подотраслью. Как правило, каждая отрасль (подотрасль) предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений. Однако в ряде случаев отрасли права регулируют не только типичные для них общественные отношения, но и отношения, так или иначе связанные с ними. Тогда и метод правового регулирования включает юридические средства, характерные не только для данной отрасли (подотрасли), но и для других отраслей права. В общетеоретическом плане метод правового регулирования общественных отношений определяется с учетом следующих компонентов:

а) порядок установления прав и юридических обязанностей;

б) степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

в) подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

г) характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;

д) пути и средства обеспечения субъективных прав.

Необходимо отметить, что как комплексная отрасль права инвестиционное право обладает своей системой, которая складывается в первую очередь из норм инвестиционного законодательства.

Исходя из специфики предмета инвестиционного права законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях – в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации). Нормы инвестиционного права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты инвестиционных правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между инвесторами и вертикальные отношения между инвесторами и государством не идентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться разными средствами – гражданско-правовыми административными, финансовыми, уголовными и в различном порядке – административном, судебном. Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов – это основные характеристики метода правового регулирования инвестиционного права.

§ 5. Система инвестиционного законодательства России

§ 5. Система инвестиционного законодательства России

Сегодня система инвестиционного законодательства в России определяется многоаспектностью задач, стоящих перед законодателем. Поскольку единый законодательный акт кодификационного типа отсутствует, основу правового регулирования составляют несколько нормативных актов в ранге законов. Прежде всего это Гражданский кодекс. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т. д. Однако совершенно права Н. Г. Семилютина, считая, что норм Гражданского кодекса недостаточно для описания механизма взаимодействия между инвестором и реципиентом инвестиций. Поэтому значительная нагрузка на федеральном уровне ложится на федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208–ФЗ «Обакционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах), «О рынке ценных бумаг», о долевом участии в строительстве, от 5 марта 1999 г. № 46–ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Закон о защите прав инвесторов) и на Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера». Так, вопросы возникновения и динамики акционерных правоотношений регламентируются нормами не только Гражданского кодекса, но и Закона об акционерных обществах и Закона о рынке ценных бумаг.

Характерной чертой инвестиционного законодательства является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения испытывают на себе действие нескольких нормативных актов. Нельзя, например, говорить, о законности сделок с акциями без учета норм и правил Закона о конкуренции, если речь идет о приобретении 20 % и более акций и т. д. Соответственно, правовой анализ правоотношений, равно как и возникающих споров по поводу реализации прав участников этих отношений, не может быть проведен в ситуации игнорирования любого из них.

Несмотря на отсутствие единого кодификационного акта, вряд ли можно согласиться с авторами, выступающими за разработку инвестиционного кодекса. В таком акте, по мысли Ю. Ершова, могли бы содержаться разделы об инвестиционной деятельности, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, разделы о концессиях, лизинге, о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, о двусторонних соглашениях, о поощрении и взаимной защите инвестиций и т. д. Такой подход, думается, не учитывает специфику инвестирования, и в сферу регулирования инвестиционным законодательством необоснованно втягиваются отношения, не являющиеся по своей природе инвестиционными: лизинговые, концессионные и т. д. При этом те авторы, которые предлагают такого рода проекты, забывают, что большинство вопросов, предлагаемых к решению через принятие инвестиционного кодекса, уже решено на уровне иных, специальных законов: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг и т. д. Например, из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111–ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» видно, что нормативным актом создается правовой режим аккумулирования и использования денежных средств в целях пенсионного обеспечения заинтересованного лица. Нормативным актом, в частности, устанавливаются правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определяются особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников, а также устанавливаются основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и т. д. Таким образом, в нормативном акте учитываются особенности данного типа инвестирования, что не всегда возможно на уровне кодифицированного акта. В то же время основополагающий нормативный акт на рынке инвестиций необходим. И таким актом должен стать Закон о рынке ценных бумаг. Помимо решения задач построения единой нормативной базы регистрации инвестиционных предложений – акционерных, облигационных, строительных и т. д. – нормативный акт должен содержать запрет на публичное распространение любых инвестиционных предложений вне зависимости от его наименования, если потенциальным инвесторам предлагается вступить в отношения с организатором инвестирования без процедуры регистрации такого предложения, как это сегодня делается в отношении акций, облигаций, инвестиционных паев и т. д.

Важное значение в регулировании инвестиционных отношений имеют нормативные акты и иной отраслевой, нецивилистической принадлежности. Говоря об иной отраслевой принадлежности, мы имеем в виду в первую очередь нормы административно – правового характера. К ним относятся правила осуществления государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, выдачи лицензии профессиональным участникам рынка ценных бумаг, антимонопольное законодательство и другие. Не случайно О. А. Красавчиков подчеркивал, что «правовое регулирование общественных отношений осуществляется путем нормативного закрепления определенных правил поведения и посредством издания административных актов, способствующих оказать влияние на динамику конкретных гражданско – правовых отношений», а, как точно подметил В. В. Ровный, «целью административного управления можно считать пользу…». Такое положение вещей вызвано прежде всего тем обстоятельством, что рынок инвестиций относится к сфере экономики, где «государство использует приемы публично – правового регулирования для уравнивания позиций экономически сильной и экономически слабой сторон, вступающих между собой в договорные отношения». Одним из таких приемов и выступает использование административно – правовых средств.

Важное значение для инвестирования имеют и нормы бюджетного права. В частности, при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг необходимо использовать нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и иные нормы бюджетного (финансового) права. Таким образом, правовой режим инвестирования складывается под воздействием в большей мере норм гражданского права, частично административного, а также иных отраслей права: бюджетного и налогового. Поэтому, соглашаясь в целом с распространенным утверждением о том, что инвестиционное законодательство – это комплексная отрасль законодательства, объединяющая нормы различной отраслевой принадлежности, в то же время нельзя не отметить приоритетное значение гражданского законодательства.

Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права.

Транскрипт

1 Лекция 1. Понятие, предмет, методы, система, принципы и источники инвестиционного права. Инвестиционное право это комплексная отрасль права, регулирующая совокупность общественных отношений, возникающих в процессе осуществления инвестиционной По мнению известного казахстанского ученого, С.П.Мороз инвестиционное право представляет собой цельное правовое образование, отличающееся единством образующих его институтов, объединяющее нормы различных отраслей права. Инвестиционное право является комплексной отраслью права, сосуществующей наряду с основными отраслями права, и занимает свое особое место в системе права 1. Российские ученые В.В. Гущин и А.А.Овчинников считают, что инвестиционное право как отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству 2. Предметом инвестиционного права являются отношения, возникающие в процессе инвестиционной Система инвестиционного права состоит из двух частей: общей и особенной. Как отмечает С.П.Мороз, общая часть инвестиционного права состоит из институтов и норм, определяющих основные начала осуществления инвестиционной деятельности, основные принципы и методы регулирования инвестиционных отношений. Институты особенной части, иначе называемые как специальные правовые институты, призваны регулировать отдельные аспекты или виды отношений. Следует отметить, что инвестиционное право, как комплексная отрасль права использует диспозитивный и императивный методы в одинаковой степени. К примеру, императивный метод применяется при осуществлении государственного регулирования инвестиционной деятельности (в статье 7 Закона РК «Об инвестициях» устанавливается, что контроль за деятельностью инвесторов осуществляется государственными органами, которым такое право предоставлено законами РК; законодательством также устанавливаются порядок и сроки осуществления контроля за деятельностью инвестора; в статье 15 отмечается, что в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов, не подлежат включению следующие виды деятельности:1) деятельность в сфере игорного бизнеса; 2) деятельность в сфере 1 Мороз С. П. Инвестиционное право: учебник / Мороз С.П. 3-е изд., перераб. и доп. Алматы : КазГЮУ, с. 2 В.В.Гущин, А.А.Овчинников. Инвестиционное право. М.: Эксмо, с.

2 деятельность в сфере игорного бизнеса; 2) деятельность в сфере недропользования;3) деятельность по производству подакцизных товаров, за исключением производства, сборки (комплектации) подакцизных товаров) 1. Но вместе с тем метод инвестиционного права является диспозитивным. Диспозитивность предопределена характером прав, присущих субъектам инвестиционной деятельности (к примеру, в соответствии со ст. 5 ЗРК «Об инвестициях» инвесторы вправе:1) по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 2) открывать в банках на территории Республики Казахстан банковские счета в национальной валюте и (или) иностранной валюте; действие инвестиционного контракта может быть досрочно прекращено: 1) по соглашению сторон; 2) в одностороннем порядке (ст.22)). В Республике Казахстан источниками права являются нормативные правовые акты. Исходя из этого, источниками инвестиционного права следует считать те нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие общественные отношения в сфере инвестиционной Основным источником правового регулирования инвестиционной деятельности является Конституция РК, которая провозглашает равенство форм собственности (ст.6), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества, а также запрещает деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст.26). Вместе с тем Конституция РК как акт прямого действия создает правовые гарантии интересов участников инвестиционных отношений, которые никем не могут быть ограничены: право на собственность, право на информацию, право на защиту. Так, ст. 26 устанавливает, что никто не может быть лишен имущества иначе, как по решению суда. К следующим источникам инвестиционного права относятся одноуровневые нормативные правовые акты кодексы, законы РК и указы Президента РК, имеющие силу закона. — Гражданский кодекс РК, который построен по пандектной системе, то есть с выделением в нем Общей и Особенной частей. Общая часть была принята Верховным Советом 27 декабря 1994 г. и вступила в действие с 1 марта 1995 г., особенная часть принята 1 июля 1999 г.; — Бюджетный кодекс РК от 4 декабря 2008 года 95 IV(к примеру, раздел 8. бюджетные инвестиции и концессионные проекты); — Налоговый кодекс РК от 10 декабря 2008 г. 99- IV (к примеру, 4. Инвестиционные налоговые преференции); — Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года N373,который в полной мере регламентирует правовые и экономические 1 Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 года N 373 «Об инвестициях»

3 основы стимулирования инвестиций. Данный закон по оценкам международных экспертов является одним из лучших законов в области инвестиций среди стран с переходной экономикой. Законом гарантирована полная защита прав инвесторов и стабильность заключенных контрактов, а также очень четко регламентирована работа государственных органов в отношении инвесторов. Также в данном Законе определены меры государственной поддержки инвестиций, осуществляемых в приоритетных отраслях экономики Казахстана. Очень важно отметить, что меры государственной поддержки инвестиций распространяются в равной степени, как на отечественных, так и на иностранных инвесторов. — Закон Республики Казахстан от 9 января 2012 года 534-IV «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности» (ст. 18. Осуществление инвестиций в уставные капиталы; ст. 25. Привлечение иностранных инвестиций); — Закон Республики Казахстан от 12 июня 2014 года 209-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования инвестиционного климата» — Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года N 531 «О Банке развития Казахстана» — Указ Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года 732 «О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира» К источникам инвестиционного права относятся и подзаконные нормативные правовые акты. В качестве примеров подзаконных актов можно привести следующие: — Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года 1497 «Об утверждении Концепции индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на годы»; — Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2014 года 995 «Некоторые вопросы Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан»; — Приказ Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 1 июня 2012 года 183. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 июня 2012 года 7759 «Об утверждении Правил приема, регистрации и рассмотрения заявки на предоставление инвестиционных преференций» и др. К источникам инвестиционного права относятся международные договорные и иные обязательства Республики Казахстан. К примеру, Казахстаном ратифицированы в сфере инвестиций, — Вашингтонская конвенция 1965 года, Нью-Йоркская конвенция 1958 года, Конвенция ICSID 1965 года, Договор к Энергетической хартии, а также двусторонние договоры по защите и поддержке инвестиций (капиталовложений), заключенные Казахстаном практически со всеми экономически развитыми государствами и с некоторыми странами СНГ (далее двусторонние инвестиционные

4 договоры). Принципы инвестиционного права это его основополагающие идеи и начала, которые определяют содержание правовых норм. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. К общеправовым принципам, применяемым в инвестиционной сфере, можно отнести следующие: установление, обеспечение и охрана прав личности (инвестора), справедливость, законность, равноправие, обеспечение верховенства закона и др. Инвестиционное право относится к комплексным отраслям права, поэтому межотраслевые принципы применяются наиболее часто. К примеру, принцип равенства субъектов инвестиционного права (характерен как для гражданского права, так и предпринимательского), принцип свободы договора, принцип государственного регулирования инвестиционной Как отмечает С.П.Мороз, к числу основных принципов инвестиционного права можно отнести принцип равенства субъектов инвестиционного права, так как он оказывает влияние на все содержание инвестиционного права. Выражается данный принцип в равенстве прав инвесторов на осуществление инвестиционной Следует отметить, что в отличие от гражданского права, в инвестиционном праве он проявляется своеобразно, потому что одни группы субъектов инвестиционного права обладают большим объемом прав, чем другие 2. Следующий принцип — принцип свободы выбора инвестором объекта инвестиций. Согласно действующему законодательству об инвестициях, он заключается в том, что инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. Наряду с этим, законодательством устанавливается конкретный перечень секторов экономики, инвестирование в которые стимулируется путем предоставления преференций. В целом, этот принцип должен означать, что инвестор вправе выбрать любой объект или вид деятельности для реализации инвестиций (кроме объектов или видов деятельности, прямо запрещенных действующим законодательством). Важнейший принцип инвестиционного права — принцип самостоятельного осуществления инвестором своей Он включает в себя: право инвестора владеть, пользоваться и распоряжаться объектами инвестиций, а также результатами инвестиционной деятельности; право приобретать любое имущество, необходимое для осуществления инвестиционной деятельности, без ограничений (если это не противоречит действующему законодательству); невмешательство во внутрихозяйственную деятельность инвестора со стороны государства, 2 Мороз С. П. Инвестиционное право: учебник / Мороз С.П. 3-е изд., перераб. и доп. Алматы : КазГЮУ, с.

5 государственных органов или должностных лиц; самостоятельная ответственность инвестора по своим обязательствам; и т.п. Наиболее полно данный принцип находит свое выражение в законодательстве об инвестициях в виде государственных гарантий осуществления инвестиционной Принцип взаимовыгодности инвестиций (или оптимального сочетания общегосударственных интересов и интересов инвесторов) — заключается в том, чтобы инвестиционная деятельность приносила не только прибыль (доход) инвестору, но и способствовала организации новых предприятий, созданию новых или дополнительных рабочих мест, увеличению производства товаров и услуг и повышению их качества и т.п. Среди принципов инвестиционного права административно-правового характера можно выделить: принцип государственного регулирования инвестиционной Особенности и содержание данного принципа обусловлены спецификой самого государственного регулирования, так как государство, оказывая воздействие на инвестиционную деятельность, использует как прямые (административные), так и косвенные (экономические) методы регулирования. Принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования прямых инвестиций в приоритетных секторах экономики, наряду с принципом привлечения новых инвестиций в экономику Республики Казахстан относятся к общеотраслевым принципам инвестиционного права в виду того, что они определяют основные направления государственной инвестиционной политики. То же самое можно сказать и о принципах прямого государственного управления государственными инвестициями и стимулирования отечественных товаропроизводителей 3. Контрольные вопросы: 1. Понятие инвестиционного права как комплексной отрасли права. 2. Предмет, метод и система инвестиционного права. 3. Источники инвестиционного права. 4. Соотношение инвестиционного права с другими отраслями права. 3 Мороз С. П. Инвестиционное право: учебник / Мороз С.П. 3-е изд., перераб. и доп. Алматы : КазГЮУ, с.

§ 2. Метод инвестиционного права

Под методом правового регулирования, применяемым в инвестиционном праве, понимается совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной подотраслью.

Как правило, каждая отрасль (подотрасль) предполагает лишь специфичные юридические средства воздействия на определенный вид общественных отношений.

– порядок установления прав и юридических обязанностей;

– степень определенности предоставленных прав и автономности действий их субъектов;

– подбор юридических фактов, влекущих правоотношения;

– характер правового положения сторон в правоотношениях, в которых реализуются нормы, а также распределение прав и обязанностей между субъектами;

– пути и средства обеспечения субъективных прав.

Исходя из специфики предмета инвестиционного права, законодатель в некоторых случаях предусматривает установление прав и обязанностей в силу заключенного договора, в других случаях – в связи с актом применения права (предписание антимонопольного органа), в третьем случае права и обязанности прямо вытекают из закона (обязанность государственной регистрации). Нормы инвестиционного права могут предоставлять возможность более или менее самостоятельно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или обязанность (императивные нормы). Субъекты инвестиционных правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между инвесторами и вертикальные отношения между инвесторами и государством не идентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться разными средствами – гражданско – правовыми, административными, финансовыми, уголовными и в различном порядке – административном, судебном. Таким образом, взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов – это основные характеристики метода правового регулирования инвестиционного права.