Основные требования охраны окружающей среды цели и методы исполнения

Производственный экологический контроль (ПЭК), в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Задачами ПЭК являются:

  • выявление и предотвращение нарушений законодательства РФ в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • обеспечение соблюдения организацией, ведущей строительно-монтажные работы, требований нормативно-правовых и нормативно-технических актов в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • обеспечение соблюдения организацией, ведущей строительно-монтажные работы, проектных решений в области охраны окружающей среды;
  • проведение независимого экологического аудита деятельности организации по строительству.

К основным принципам при осуществлении экологического контроля относятся:

  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия и воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Состав работ по производственному экологическому контролю включает:

  1. Контроль соблюдения требований федеральных законов, законов субъекта РФ, иных нормативных правовых актов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды;
  2. Контроль выполнения требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, а также условий природопользования, содержащихся в лицензиях и разрешениях, нормативов в области охраны окружающей среды, охраны и рационального использования природных ресурсов;
  3. Контроль выполнения мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов в полном соответствии с проектной документацией;
  4. Оценка соответствия нормативным документам организации управления окружающей средой на предприятии, системы управленческой и производственной документации в области охраны окружающей среды.

При проведении ПЭК используются следующие методы:

  • картографический метод с использованием данных дистанционного зондирования;
  • анализ документации;
  • наземное натурное обследование территории;
  • фотосъемка;
  • инструментальные замеры;
  • экспертные оценки;
  • документирование.

Критерии контроля определяются на основе:

  • требований нормативно-правовых актов (законов и подзаконных актов) Российской Федерации и ее субъектов, технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил и прочих нормативных документов Российской Федерации;
  • требований проектной документации;
  • требований Заказчика строительства.

Основной целью производственного экологического мониторинга (ПЭМ) является получение достоверной информации о состоянии окружающей среды при проведении строительных работ для информационной поддержки принятия управленческих решений, касающихся природоохранной деятельности.

Проведение производственного экологического мониторинга регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» от04.05.1999 г. №96-ФЗ;
  • Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденное Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 г. №372;
  • Водный кодекс РФ от 16.10.1995 г. №167-ФЗ, статья 78;
  • Строительные нормы и правила (СНиП 11-02-96, СП 11-102-97, СП 11-103-97), а также требования санитарного законодательства Российской Федерации.

Основными задачами экологического мониторинга являются:

  • качественный и количественный контроль экологического состояния отдельных компонентов природной среды и экосистем в целом;
  • комплексная оценка изменения экосистем в период осуществления деятельности;
  • прогноз развития природно-антропогенных комплексов, созданных в результате производства работ;
  • выявление зон экологического риска;
  • разработка рекомендаций для принятия решений по снижению и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в процессе выполнения строительных работ.

Производственный экологический мониторинг включает:

  • систематическую регистрацию и контроль количественных и качественных показателей компонентов окружающей природной среды в местах размещения источников вредного воздействия и районах их возможного распространения;
  • контроль выполнения и эффективности принятых рекомендаций по сохранению и восстановлению состояния окружающей природной среды.

Выполнение производственного экологического мониторинга позволит:

  • получать систематические оценки экологической обстановки на контролируемых участках в ходе реализации проекта;
  • обеспечить выполнение норм и требований действующего природоохранительного законодательства;
  • вырабатывать своевременные рекомендации по оптимальной корректировке производственной деятельности, обеспечивающие допустимый уровень воздействия на окружающую природную среду;
  • оценить техногенную нагрузку на основные компоненты окружающей природной среды в течение строительства и эксплуатации производственного объекта;
  • создать базы данных экологического состояния территории, охваченной наблюдениями.

Наблюдения предполагают систематические измерения качественных и количественных показателей состояния компонентов природной среды по определенной программе.

Разработка программы наблюдений, включающая выбор объектов мониторинга, определение контролируемых параметров, средств и методов контроля осуществляется исходя из следующих основополагающих принципов:

1. Комплексный характер мониторинга

Наблюдения за окружающей средой должны охватывать все компоненты природной среды (воздушный бассейн, водную среду, почвы и грунты, рельеф поверхности). Необходимость этого объясняется широким спектром воздействия осуществляемой строительной деятельности на окружающую природу и наличием тесных общебиологических связей между природными компонентами, когда изменения одного из них неизбежно влекут изменения следующего.

2. Объективность выполняемых работ

Получаемая информация должна быть достоверной и адекватно отражать происходящие изменения, что в конечном итоге расширяет области ее возможного применения (разработка на ее основе природоохранных мероприятий, создание сети регионального мониторинга и т.д.).

Обеспечение объективности достигается на организационном и практическом уровне проведения работ по мониторингу (посредством использования утвержденных или общепринятых методик сбора, обработки и накопления информации, применения инструментария, в том числе лабораторного оборудования, имеющего соответствующий сертификат и др.).

3. Непрерывность мониторинга

Непрерывность мониторинга обеспечивается за счет наблюдения за динамикой природных комплексов на разных стадиях строительства объекта. В качестве базовой информации используются данные о состоянии природных сред до начала строительных работ, полученные в процессе проведения инженерно-экологических изысканий или оценки фонового состояния территории. В рамках проведения производственного экологического контроля осуществляется мониторинг изменения природных комплексов на стадии строительства. Полученные данные являются информационной основой для прогнозирования изменений природной среды в результате строительства и разработки мероприятий по снижению негативного воздействия. Кроме того, благодаря непрерывности мониторинговых исследований обеспечивается преемственность данных для проведения последующих наблюдений и решения широкого спектра экологических задач (проведения комплексного анализа экологической информации, выдачи прогноза развития ситуации, оценки техногенной нагрузки на территорию и т.д.).

4. Достаточность мониторинга

Собираемые данные должны давать полное представление и информировать обо всех происходящих природных процессах. Достаточность мониторинга обеспечивается объемом проводимых исследований (количественный аспект) и правильностью выбора пунктов, маршрутов или точек мониторинга (качественный аспект). Планирование размещения сети пунктов мониторинга проведено с учетом состава и пространственного расположения промышленных объектов, а также природно-территориальных условий.

Производственный экологический мониторинг включает три категории наблюдений:

  • регулярные наблюдения в пунктах контроля и контрольных площадках;
  • оперативные наблюдения (в местах обнаруженного аварийного загрязнения);
  • специальные наблюдения (в связи с увеличением значимости какого-либо техногенного воздействия или при обнаружении сверхнормативного загрязнения природных сред в процессе мониторинга).

Специалисты Института экологического проектирования и изысканий выполнили следующие работы:

  1. Производственный экологический мониторинг и контроль соблюдения требований природоохранного законодательства при строительстве компрессорных станций в составе стройки «Строительство магистрального газопровода Бованенково-Ухта» (Ямало-Ненецкий АО, Республика Коми);
  2. Производственный экологический мониторинг и контроль соблюдения требований природоохранного законодательства при строительстве объектов в составе стройки «Расширение единой системы газопроводов РФ для обеспечения подачи газа в газопровод «Южный поток» (Воронежская область, Ростовская область, Краснодарский край);
  3. Проведение производственного экологического мониторинга в период строительства объекта: «Обустройство Юбилейного НГКМ (пласты АУ11 и ПК18-20) на годовой объем 1,75 млрд. куб. м газа» (Ямало-Ненецкий АО).

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ, СОЕДИНЕНИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ

В  веке уже ни у кого не вызывает сомнений пагубность и бесперспективность гонки вооружений, а угроза экологической безопасности все чаще воспринимается острее, чем военная.

В настоящее время экология вышла за рамки биологической дисциплины и превратилась в комплекс из более чем трехсот наук об окружающей среде, учений о путях выживания человека. Фактически их можно объединить в три блока.

загрязнение окружающей среды;

истощение ресурсов цивилизации.

Человечество, которое иногда не довольствовалось «милостями природы» и эксплуатировало её самым нещадным образом, оказалось на грани самоуничтожения. Наряду с достижениями научно-технического прогресса мы оставляем будущим поколениям загрязнённую и истощённую планету. При этом рост численности населения Земли, или, говоря научным языком, все возрастающая антропогенная нагрузка, ужесточает сроки принятия экстренных мер. Положение усугубляется тем, что людей в большинстве развивающихся стран толкает в борьбе за выживание на путь полного истребления флоры и фауны. В совокупности с глобальными загрязнениями, и расточительному использованию природных ресурсов это вызывает очередную волну экологического кризиса.

Глава 1. Проблема охраны окружающей среды вооруженных сил и экологии

1.1 Общие понятия об экологии и охране окружающей природной среды

Природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, естественной основой их устойчивого социально-экологического развития и благосостояния человека.

Российская Федерация занимает территорию 17 миллионов квадратных километров. Здесь проживает около 150 миллионов человек. С запада на восток Россия протянулась на 10 тысяч километров, с севера на юг – 3–4 тысячи километров (с учётом арктических островов). На её пространствах встречаются все природно-климатические зоны, кроме тропиков. Они включают огромное разнообразие ландшафтов, экологических систем.

На территории России расположено более 24 тысяч предприятий, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу и водоёмы. Из них 33 % выбросов дают предприятия металлургии, 29 % – энергетические объекты, 7 % – химической промышленности, 8 % – угольной. Более половины выбросов в атмосферу приходится на транспорт. Особенно тяжелая обстановка складывается в городах с высокой концентрацией населения. В России выделено 55 городов, где уровень загрязнения очень высок (Норильск, Новокузнецк, Магнитогорск, Че­реповец, Липецк, Нижний Тагил, Омск, Ангарск, Орск, Челябинск, Москва, Новочеркаск, Уфа, Новокуйбышевск, Новосибирск, Никель, Волгоград, С-Петербург, Барнаул, Братск, Пермь, Новгород, Хабаровск, Рязань, Саратов, Чита, Иркутск, Кемерово, Архангельск, Казань, Томск, Владивосток, Краснодар, Ростов-на-Дону, Новороссийск, Вольск, Тюмень, Пенза и др.). Ежегодно в РФ улавливается и обезвреживается лишь 76 % от общего количества отходящих вредных веществ. Значительно хуже дело обстоит с очисткой сточных вод. В результате либо отсутствия очистных сооружений, либо их неудовлетворительной работы, устарелости или малой мощности 82 % сбрасываемых вод не подвергаются очистке. Поэтому качество вод основных рек на территории России оценивается как неудовлетворительное. Реки Волга, Дон, Енисей, Лена, Кубань, Печора, Амур загрязнены органическими соединениями азота, тяжелыми металлами, фенолом, нефтепродуктами. Ощущается дефицит подземных вод в крупных городах и промышленных центрах.

Продолжается уменьшение площадей сельскохозяйственных угодий. За 60 лет из сельскохозяйственного вышло свыше миллиона гектаров пахотных земель. Наряду с уменьшением сельскохозяйственных угодий ухудшается их качество. Более четверти сельскохозяйственных угодий подвергнуты эрозии. Опасные размеры приобрели процессы заболачивания, зарастания угодий кустарником, мелколесьем. По Российской Федерации таких земель имеется около 12,3 %. Много некультивируемых земель, нарушенных при разработке полез­ных ископаемых, выполнения строительных, дорожных и других работ. В настоящее время придаётся рекультивации около 1,2 миллиона гектаров земель. Надо отметить, что большой урон экосистемам на территории России нанесен ядерными испытаниями. На полигонах Новой Земли произведено 118 подземных и поверхностных ядерных взрывов. Последствия их выявлены не до конца. В результате чернобыльской катастрофы пятнами радиоактивных веществ загрязнены Брянская, Тульская, Орловская, Калужская, Рязанская, Пензенская области. Растёт загрязнение земель свалками, газовыми выбросами, кислотными дождями, минеральными удобрениями. Проверка на нитраты показывает, что часть продукции растениеводства, производимой в Российской Федерации, содержит их больше нормы.

Величина потери невозобновляемых природных ресурсов: при добыче полезных ископаемых теряется угля 14,2 %, железной руды – 28,6 %, медной руды – 7,6 %, извлечение нефти из пластов не превышает – 30 %.

Ежедневно в РФ образуется 45 миллиардов тонн всех видов ископаемых отходов производства. Причем 20 миллионов тонн отходов относится к числу неутилизированных токсичных отходов. Они складируются на территории предприятий, бесконтрольно сбрасываются в канализацию, в банки, овраги, выбрасываются на свалки бытовых отходов.

На территории России находится более миллиарда гектаров лесов, что составляет ¼ мировых запасов древесины. Однако расчётная лесосека используется нерационально, систематически допускаются перерубы по хвойным породам и лишь наполовину не используется лесосека по лиственным породам деревьев. Велики отходы при заготовке и использовании леса. Общий объём отходов древесины составляет 20 % всей вырубки леса. Лесовосстановительные работы отстают от рубки леса ежегодно на 1,1 миллиона гектаров. значительный ущерб наносят лесные пожары. С 1986 года их площадь увеличилась в три раза. Идёт процесс истощения лесов за счёт загрязнения атмосферы вредными выбросами: Норильск, Братск, Североникель. По этой причине за последние 2–3 года погибло 120 тысяч гектаров леса. За последние два десятилетия наблюдаются глубокие изменения в численности и жизнеспособности животного мира. Растёт число редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Многие экосистемы РФ, особенно её европейской части, потеряли способность к самоочищению. Отсюда животные сами становятся источником загрязнения окружающей природной среды. Изменяется структура и состав рыбных запасов, снижается продуктивность рыбохозяйственных водоёмов России.

Деградация окружающей природной среды прежде всего отразились на здоровье человека и состоянии генетического фонда людей.

В настоящее время более 70 миллионов людей дышат воздухом насыщенным опасными для здоровья веществами, в пять и более раз превышающими допустимые нормы. В окружающую человека среду введено около 4 миллионов химических соединений, из которых на токсичность изучены лишь немногие. Сокращается рождаемость и увеличивается смертность. Средняя продолжительность жизни в стране – 69,5 года, что на 8–10 лет меньше средней продолжительности жизни людей в 44 капиталистических странах. Каждый десятый ребенок в бывшем СССР рождается неполноценным. У 45 % призывников выявлены нарушения психики. Каждая четвертая женщина не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка, каждый четвертый мужчина импотент.

Все эти данные о здоровье природы и человека красноречиво свидетельствуют о этой непреложной связи, которая существует между разрушением экологических систем природы и отрицательными изменениями генетического фонда человека. Печальный экологический опыт России – убедительное тому доказательство.

1.2 Вооруженные Силы и экология

Особую опасность для экологического состояния не только отдельных регионов, но и всей планеты в целом, в силу специфичности средств и методов достижения поставленных целей, представляет военная деятельность современных государств. Действительно, боевые действия всегда были причиной больших жертв и разрушений. Однако в современных условиях непоправимыми последствиями для природы оборачиваются не только боевые действия, но и повседневная деятельность войск. Повседневная деятельность как ВС в целом, так и воинской части, военного объекта в частности оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами. Это прежде всего радиационное, световое, тепловое, химическое, шумовое, электромагнитное загрязнение окружающей среды, загрязнение бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональное и с нарушением технологий использование природных ресурсов и т.д. Большинство из указанных факторов одновременно прямо или опосредованно воздействует не только на природу, но и на сами войска (объекты).

Поэтому сейчас, когда жизненная необходимость сохранения окружающей среды неизмеримо возрастает, небывалую остроту приобретает особая проблема военной теории и практики – проблема экологическая.

Любое воинское формирование (от отдельного подразделения до военного округа) можно рассматривать как специфическую военную экосистему. Её главные элементы: личный состав, вооружение и военная техника (ВВТ), а также окружающая природная среда в пункте постоянной дислокации или местности, где осуществляется та или иная военная деятельность.

Комплексная наука об общих законах рациональной организации и функционировании военных экосистем получила название «военная экология».

В О Е Н Н А Я Э К О Л О Г И Я

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЙСК

ВОЙСКОВОЕ ХОЗЯЙСТВО (рентабельность)

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВВТ (ресурсосбережение)

НАДЕЖНОСТЬ И БОЕГОТОВНОСТЬ

БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (эффективность)

ЭРГОНОМИКА И БОЕСПОСОБНОСТЬ

Военная экология и обеспечение жизнедеятельности войск [12].

Основным направлением развития военной экологии является решение задач по обеспечению жизнедеятельности (жизнеобеспечение) войск на трёх системных уровнях: обеспечение качества профессиональной подготовки личного состава, образцов вооружения и военной техники, а также окружающей природной среды в пунктах дислокации войск; экологическое обеспечение защиты войск от неблагоприятного воздействия окружающей среды (природной и техногенной) и защиты природы в пунктах дислокации войск; экономическое обеспечение войскового хозяйства (рентабельность), эксплуатации вооружения и военной техники (ресурсосбережение), боевой подготовки личного состава (эффективность).

Важнейшими задачами военной экологии являются: научное предвидение (экологическое прогнозирование) состояния военных экосистем и окружающей среды в различных условиях жизнедеятельности в целях своевременного принятия профилактических мер по оздоровлению складывающейся обстановки; поддержание боеспособности и обеспечение экологической защиты личного состава при боевых действиях, ликвидации последствий аварий в зоне разрушений предприятий атомной энергетики, химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, других экологически опасных производств и объектов; обеспечение защиты личного состава, гражданского населения, вооружений и военной техники, а также окружающей природной среды от вредного воздействия экологических факторов; организация жизни и быта воинских подразделений, дислоцированных в экологически опасных регионах.

Отличительной особенностью военной экосистемы является приоритетность задач боевой подготовки несовместимых на первый взгляд с природоох­ранными мероприятиями. Принцип единоначалия, заложенный в основу организации Вооружённых Сил, делает командира ответственным не только за боевую подготовку вверенного ему воинского коллектива, но и за сохранение природы в пункте постоянной дислокации, в районах проводимых учений, на полигонах и стрельбища.

Для обеспечения реализации государственной политики в области охраны окружающей природной среды в Министерстве обороны РФ Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. создано Управление экологии и специальных средств защиты. Одна из основных задач управления – разработка концепции и формирование научно-технической политики в области экологической безопасности деятельности Вооружённых Сил РФ.

Концепция экологического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации, разработанная названным управлением, утверждена начальником Генерального штаба ВС РФ и согласована с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Для Вооружённых Сил, по сути, это первый документ такого рода.

Рассмотрим основные положения данной концепции.

Экологическое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации – это комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых ВС РФ в мирное и военное время, направленных на охрану и восстановление природной среды в ходе деятельности ВС РФ и обеспечение решения задач войсками и силами флота в условиях воздействия экологически небла­гоприятных антропогенных и природных факторов.

Целью экологического обеспечения ВС РФ является достижение экологической безопасности деятельности ВС РФ и защита личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Основные задачи экологического обеспечения повседневной деятельности войск и сил флота:

1) совершенствование экологических органов ВС РФ;

2) обеспечение выполнения в ВС РФ законодательных и нормативных актов государства в области охраны окружающей природной среды;

3) экологическая паспортизация военных объектов;

4) планирование и осуществление мероприятий экологического обеспечения в ходе боевой подготовки войск и сил флота;

5) строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация природоохранных сооруже­ний и установок, непосредственно связанных с деятельностью ВС РФ;

6) оценка экологического ущерба от деятельности ВС РФ;

7) разработка и осуществление мероприятий по восстановлению окружающей природной среды.

Охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения на территории РФ и республик в составе РФ подлежат: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы; земля, её недра, поверхно­стные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд. природные ландшафты. Особой охране под­лежат государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания. Личный состав ВС РФ, гражданский персонал, рабочие и служащие и члены их семей, вооружение и военная техника (ВВТ), военные объекты, жилые городки и гарнизоны, районы постоянной дис­локации, боевой подготовки и иной деятель­ности войск и сил флота также являются объектами экологического обеспечения.

Основными принципами организации экологического обеспечения ВС РФ являются:

приоритет сохранения жизни и здоровья человека и окружающей природной среды при решении задач ВС РФ в мирное время;

приоритет выполнения боевых задач ВС РФ в военное время с учетом по возможности эко­логических аспектов и соблюдения междуна­родных актов по экологии;

научно обоснованное сочетание качества вооружения, военной техники и военных объектов, экономики и экологии в ходе военного строительства и реформирования ВС РФ;

максимальная адаптация войск и сил флота к задачам экологического обеспечения;

безусловное соблюдение требований природоохранного законодательства государства и международных актов в области экологии;

тесное взаимодействие с государственными и природоохранительными органами по решению экологических проблем.

Экологическое обеспечение деятельности Вооружённых Сил РФ в мирное время явля­ется элементом повседневной деятельности ВС РФ. В военное время оно должностатьэлементом боевого обеспечения. Общее руководство экологическим обеспечением осу­ществляют командующие, командиры и начальники всех степеней. Экологическое обеспечение планируется и организуется штабами воинских частей, соединений, объединений, военных округов, флотов. Осуществляется оно силами и средствами войск и флота. Наиболее сложные, специфические, объемные и ответственные задачи, особенно по ликвидации аварий и катастроф, выполняются силами и средствами войск радиационной, химической и биологической защиты, инженерных войск, медицинских частей и других войск в зависимости от обстановки.

Военно-научное, методическое, специальное математическое и программное обеспечение и сопровождение экологического обеспечения осуществляет Экологический центр Министерства обороны России. Непосредственно руководит организацией экологического обеспечения ВС РФ Управление экологиии специальных средств защиты МО РФ. Контроль за состоянием экологической обстановки и инспекцию осуществляют Центральная экологическая инспекция МО РФ, экологические службы видов ВС РФ и родов войск, округов, флотов, главных и центральных управлений МО РФ, штатные и нештатные войсковые экологи и другие природоохранные органы.

Экологические измерения и анализы осуществляются экологическими лабораториями видов ВС РФ, родов войск, главных и центральных управлений МО РФ, округов, флотов, в отдельных случаях лабораториями других министерств и ведомств, отечественных и за­рубежных организаций, оснащенных современными средствами физико-химического анализа. Все виды контрольных (арбитражных) экологических измерений, анализ и расшифровку контрольных проб осуществляет Центральная экологическая лаборатория Министерства обороны РФ. Экологическую экспертизу на стадиях жизненного цикла ВВТ, проектирования, строительства и эксплуатации военных объектов, специальных работ, утилизации и уничтожения ядерного, химического, обычных видов оружия и военной техники на военных объектах осуществляет экологическая экспертиза МО РФ.

Экологические структуры, силы и средства ВС РФ привлекаются для решения региональных и государственных экологических про­блем в соответствии с законодательством по решению правительства РФ и руководства МО РФ и по согласованным с местными органами планам взаимодействия.

Подготовка кадров военных экологов ведётся в военно-учебных заведениях войск радиационной, химической и биологической защиты по специальности: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В других военно-учебных заведениях вводятся специальные предметы (курсы) «Военная экология» («Экологическое обеспечение вида ВС, рода войск»). В программы боевой подготовки войск и сил флота вводятся разделы по экологическому обеспечению. При военно-учебных заведениях открываются курсы переподготовки и повышения квалификации военных экологов.

В Минобороны России на основании предложений видов ВС РФ и родов войск, главных и центральных управлений составляется ежегодный «План экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ». Долгосрочные работы определяются «Перспективным планом экологического обеспечения Вооружённых Сил РФ.

Первоочередного экологического обеспечения в Вооружённых Силах РФ требуют следующие работы: участие в утилизации ядерных энергетических установок, ядерных боеприпасов, хранении и утилизации радиоактивных отходов; участие в очистке полей падения отдельных частей ракет-носителей от металлических фрагментов и остатков ракетного топлива; утилизация выслужившей установленные сроки, вышедшей из строя военной техники и вооружения, в том числе атомных подводных лодок, ракет, химического оружия; качественное улучшение состояния баз и складов горючего и ракетного топлива; дооборудование кораблей и судов Военно-Морского Флота современными техническими средствами предотвращения загрязнения окружающей природной среды; оценка экологического ущерба, нанесенного войсками на территории стран пребывания; строительство новых, реконструкция и расширение действующих очистных сооружений; проведение экологической паспортизации военных объектов и организация системы экологического контроля; осуществление комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования военнослужащих, гражданского персонала армии и флота и членов их семей; создание и оснащение необходимой техникой экологических подразделений для проведения работ по восстановлению нарушенной окружающей среды

Финансирование программ и работ по охране и восстановлению окружающей природной среды, осуществляемых ВС РФ, предусматривается отдельной статьей расходов в бюджете МО РФ. Программы стабилизации и оздо­ровления экологической обстановки на объек­тах ВС РФ финансируются за счёт ассигнований, выделяемых отдельной строкой в обо­ронном бюджете, средств предприятий, учреждений, организаций и других источников, установленных законодательством Российской Федерации. Хозрасчетные организации и предприятия предусматривают ассигнова­ния на природоохранные мероприятия за счёт средств основной деятельности.

С началом войныиливооружённогоконфликтароль экологической безопасности существенно изменяется. Нет необходимости доказывать, сколь велики и пагубны экологические последствия военных действий с применением современных средств поражения и крупных масс войск, оснащенных гусеничной, колесной и другой боевой техникой. В ходе войны соблюдение как войсками, так и в отношении их норм экологической безопасности, установленных для условий мирного времени, невоз­можно, поскольку способы достижения победы над противником включают такие действия, как нанесение мощных огневых ударов противоборствующими сторонами с неизбежным преднамеренным или сопутствующим разрушением экологически опасных объектов, частое маневрирование соединениями и частями с использованием лесных массивов для скрытого расположения войск и строительства различных укрытий, бы­строе возведение полевых оборонительных сооружений с широким при­менением землеройной техники, прокладка дорог, колонных путей и т.д.

Особенно серьезные нарушения экологического равновесия последуют в случаев ведения боевых действий с применением оружия массового поражения, зажигательного оружия, дефолиантов и других средств предназначенных для экологического воздействия на территорию, занимаемую противником.

Bcё это неизбежно приведёт к немедленным или отдаленным вредным экологическим последствиям, а в некоторых случаях – к возникновению условий, опасных даже для кратковременного пребывания личного состава в определённых районах.

Отдаленные отрицательные экологические последствия боевых действий не будут приниматься во внимание командирами и командующими, если они позволят решить тактические и оперативные задачи. Это подтвердили вооружённые конфликты, имевшие место за последнее время в различных регионах мира. Можно считать, что пагубные экологические последствия вооруженной борьбы так же неизбежны, как потери личного состава, и входят в цену победы – подчас слишком высокую.

Вместе с тем не исключается возможность выполнения войсками требований экологической безопасности, которые могут и должны соблюдаться, если не вступают в противоречие с задачей нанесения максимальных потерь противнику или другими задачами, направленными на повышение вероятности достижения успеха в бою или операции. Например, при длительном размещении войск и военных объектов в одном и том же районе, где потребуется поддержание нормальной экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки.

Все вышеизложенное достаточно убедительно показывает, что с началом войны масштабы мероприятий по соблюдению экологической безопасности резко уменьшатся. Данное обстоятельство подтверждается концепцией экологического обеспечения ВС РФ, одним из основных принципов которой устанавливается “приоритет выполнения боевых задач вооруженными Силами РФ в военное время с учетом (по возможности) экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии”.

Глава 2 Система правого регулирования об охране окружающей природной среды в РФ

2.1 Конституция Российской Федерации. Закон «Об охране окружающей природной среды»

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – подразделяет всю сферу взаимодействия общества и природы на три группы отношений: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Под природопользованием понимается использование человеком окружающей его природной среды с целью удовлетворения экономических, экологических, культурно-оздоровительных интересов.

Под охраной окружающей природной среды понимается система мер, исправленных на сохранение, улучшение природной среды, предотвращение и устранение вредных последствий хозяйственной или иной деятельности.

Обеспечение экологической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту жизненно важных интересов человека от неблагоприятного воздействия окружающей его природной среды.

Предметом правового регулирования со стороны закона РФ является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) [9], являются природоохранные отношения. Это общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшение природной среды и предупреждения, устранения вредных последствий хозяйственной и иной деятельности. Этим и определяется круг отношений, регулируемых данным законом.

Субъектами природоохранных отношений выступают предприятия, учреждения, организации граждане, иностранные юридические и физические лица, а также воинские части, соединения и учреждения МО, МВД и др., оказывающие или способной оказать своей деятельностью отрицательное воздействие на окружающую природную среду.

С другой стороны, субъектом таких отношений являются специальные уполномоченные государственные органы охраны окружающей природной среды. Таковыми являются органы системы Минприроды России и органы Госкомсанэпиднадзора России. Кроме того, участниками природоохранительных отношений могут быть предприятия, учреждения и граждане, ответственные за охрану природной среды (лесники, лесничие, егеря, инспектора рыбнадзора и т. п.).

В Конституции РФ сказано, что органы государственной власти в составе РФ “осуществляют собственное правовое регулирование включая понятие законов и иных правовых актов (статья 81 1 ), органы государственной власти автономных образований (статья 84 1 ), краев, областей, городов Москвы и С.-Петербурга (статья 84 11 ) осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты”.

Закон “Об охране окружающей среды” является головным законом не только в подсистеме природоохранного законодательства, но и во всей системе экологического законодательства. Это значит, что все ранее принятые законы, указы, постановления, нормативные ведомственные акты, стандарты, иные нормы и правила должны быть приведены в соответствие с этим Законом, положения данного Закона должны соответствовать все последующие законодательные акты.

2.2 Ответственность юридических лиц за невыполнение закона «Об охране окружающей среды»

Закон РФ «Об охране окружающей среды» предусматривает обязательность изучения основ экологических знаний во всех учебных заведениях. Лица, не обладающие необходимой экологической подготовкой, не должны допускаться к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний.

Однако нормы Закона не действуют автоматически. Они нуждаются в применении через минимум государственных органов управления и контроля, органов прокуратуры и суда, арбитражного суда, общественных организаций и объединений. Вышеуказанные государственные органы должны образовать нравственную основу для поведения граждан и применять санкции за экологические преступления.

Ответственность за экологические правонарушения предусматривает выполнение трёх основных функций:

стимулирующую: соблюдение норм права, выполнение эколого-правовых предписаний;

компенсационную: направленную на воздействие потерь в природной среде и восстановление здоровья человека;

превентивную: обеспечивающую предупреждение новых правонарушений.

Основанием возложения эколого-правовой ответственности служит экологическое правонарушение. Закон РФ «Об охране окружающей среды» дает определение экологического правонарушения, подчеркивая в нём три основных элемента: виновность, противоправность, наличие вреда.

Субъектами экологического правонарушения могут быть как физические, так и юридические лица, иностранные организации и граждане независимо от форм собственности и подчиненности.

Существуют три наиболее распространённых классификации эколого-правовой ответственности:

по видам природных объектов, охраняемых законом;

по способам причинения вреда (загрязнение, истощение, порча, повреждение, уничтожение);

по применяемым санкциям законодатель вводит дополнительный критерий – субъект ответственности.

Вышеперечисленные виды ответственности могут быть применены как к физическим, так и к юридическим лицам. Однако некоторые виды ответственности может нести только юридическое лицо – возмещение вреда, причиненное работником во время исполнения им своих служебных обязанностей. Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например дисциплинарная ответственность плюс возмещение причиненного вреда. Другие же – только на альтернативной основе. Это относится к уголовной и административной ответственности.

В законе “Об охране окружающей природной среды” определено: подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, должностные лица, граждане, юридические лица виновные в совершении экологических правонарушений:

граждане – от однократного до десятикратного размера;

должностные лица – от двухсот до пятисоткратного размера минимальной заработной платы, установленной в РФ;

юридические лица – от 50000 до 500000 рублей.

2.3 «Основы уголовного законодательства 1996 г.» об экологических преступлениях

Все экологические преступления изложены в “Основах уголовного законодательства 1996 г.”[8]

В основном большинство экологических преступлений можно отнести к числу не представляющих большой общественной опасности, ибо они предусматривают в качестве меры наказания лишение свободы на срок до 2-х лет или более мягкие меры наказания (штраф, исправительные работы, ограничение свободы до 2-х лет).

Это может быть незаконная охота и рыболовство, которые принесли вред окружающей среде.

К тяжким преступлениям (наказание на срок до 10 лет) в области охраны окружающей среды относится только одно – умышленное уничтожение – или повреждение лесных массивов путем поджога.

Предусмотренные действующим УК санкции за экологические преступления свидетельствуют не столько об их реальной общественной опасности, сколько о господстве потребительской психологии к природе у них, применяет уголовные законы.

Таким образом, в настоящее время необходимость установления гармоничных отношений с природой, оптимального учета ее законов, более бережного подхода к использованию природных ресурсов, предотвращение дальнейшего ухудшения их состояния, приумножение тех природных богатств, которые являются восполнимыми, и оставленные окружающей природной среды будущим поколениям не в худшем, а в лучшем виде.

Обеспечению этих целей и задач призвано служить природоохранное законодательство.

Глава 3 Охрана природной среды в воинских частях, соединениях и учреждениях

3.1 Должностные лица воинской части, соединения, учреждения ответственные за охрану окружающей среды

Экологическое обеспечение Вооруженных Сил РФ – это комплекс правовых, экономических, социальных, научно-теоретических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых ВС РФ и обеспечение решения задач войсками, силами флота в условиях воздействия экологических неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Целью экологического обеспечения ВС РФ является достижение экологической безопасности деятельности ВС РФ и защиты личного состава, вооружения и военной техники в условиях воздействия экологически неблагоприятных антропогенных и природных факторов.

Общее руководство экологическим обеспечением осуществляют командиры и начальники всех степеней. Экологическое обеспечение планируется и организуется штабами воинских частей, соединений, военных округов. Осуществляется оно силами и средствами войск.

Выполнением природоохранительных мероприятий непосредственно в воинской части руководит заместитель командира части по тылу.

Начальник штаба организует доведение до должностных лиц воинской части руководящих документов по вопросам охраны природы.

Командиры подразделений и начальники служб систематически в плановом порядке контролируют соблюдение требований по охране окружающей природной среды в подчиненных им подразделениях и службах, обращая особое внимание на сокращение объема образующихся отходов, на состояние мест для их сбора и уничтожения, проводят занятия с личным составом по вопросам охраны природы. В том числе на начальников служб части возлагается обеспечение рабочих мест инструкциями по сокращению и ликвидации загрязняющих отходов, а на командиров подразделений – поддержание всей техники в состоянии, исключающем загрязнение природной среды эксплуатационными отходами и потерями загрязняющих веществ.

Большой объем работ по охране природной среды выполняет квартирно-эксплуатационная служба. Она осуществляет эксплуатацию канализационных и очистных сооружений, озеленение военных городков и следит за состоянием лесонасаждений.

Надзор и контроль за проведением санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха водоемов и почвы, организует начальник медицинской службы воинской части. Он устанавливает места и периодичность отбора проб воздуха, воды и почвы, организует отбор проб и их анализ на содержание загрязняющих веществ систематически проверяет соблюдение норм и правил охраны окружающей природной среды от загрязнения на объектах и в подразделениях воинской части. Начальник медицинской службы осуществляет надзор за работой систем канализации и очистных сооружений, включая лабораторный анализ сточных вод на очистных сооружениях; проверяет порядок сбора, удаления и складирования (утилизации) бытового мусора и твердых отходов; контролирует выполнение мероприятий по предупреждению загрязнения почвы и водоемов горючим, смазочными материалами и другими веществами в местах их хранения на пунктах обслуживания и ремонта техники. В случае загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы начальник медицинской службы обязан требовать устранения выявленных недостатков и нарушений.

3.2 Документы, разработки в воинской части по охране окружающей природной среды

В соответствии с требованиями законодательных актов правительства Российской Федерации, приказов и директив Министерства Обороны Российской Федерации в каждой воинской части (учреждении) совместно с территориальными органами Государственного комитета по охране природы составляется экологический паспорт.

Экологический паспорт разрабатывается заместителем командира воинской части по тылу совместно с начальником КЭС, подписывается заместителем командира части по МТО, согласовывается с местными органами власти и председателем территориального Государственного комитета по охране природы, утверждается командиром воинской части (учреждения) и регистрируется в территориальном Государственном комитете по охране природы.

Экологический паспорт – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию воинскими частями (учреждениями) ресурсов (природных, вторичных и других) и определению влияния производства на окружающую среду. Экологический паспорт представляет комплекс данных, выражаемых через систему показателей, отражающих уровень использования воинской частью природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду.

В соответствии с действующим законодательством воинская часть (учреждение) в своей деятельности по использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую среду, планированию и проведению природоохранных мероприятий, подконтрольно местным органам власти, а также органам Государственного комитета по охране природы [9].

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отч`тности, инвентаризация источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт не заменяет и не отменяет действующие формы и виды государственной отчетности. Экологический паспорт для действующих форм и видов государственной отчетности воинских частей (учреждений) составляется по состоянию на 1января текущего года и дополняется при изменении технологии производства, замене оборудования в течение месяца со дня изменений, хранится на предприятии, в воинской части (учреждении), территориальном органе государственного контроля по охране природы.

3.3 Мероприятия по охране и защите окружающей природной среды

Охрана природной среды в воинской части осуществляется в соответствии с «Положением об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями; предприятиями и организациями Министерства обороны» и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научных, материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий.

Воспитательные мероприятия: имеют целью разъяснение личному составу природоохранной политики правительства, а также значение охраны природы.

Организационно-плановые включают управление всеми работами в воинской части по выполнению планов по охране окружающей среды путем сокращения и ликвидации загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почвы, сохранения растительного и животного мира на основе неуклонного соблюдения природоохранного законодательства.

Охрана природной среды включает следующие мероприятия:

— руководство работами по охране природной среды в воинской части. Общее руководство этими работами осуществляет командир части; непосредственно всю работу по охране окружающей природной среды планируют и организуют командиры (начальники) частей (учреждений);

— выявление и учет источников загрязнения природной среды, включая их качественную и количественную оценку;

— учет и оценку технического состояния средств для улавливания, сбора и обезвреживания загрязняющих отходов;

— разработку планов мероприятий по сокращению и ликвидации загрязнения природной среды в воинской части;

-организацию контроля за выполнением планов и соблюдением правил и норм по охране природной среды;

-согласование проектов строительства объектов воинской части с органами, осуществляющими надзор за охраной природы;

— получение разрешения на специальное водопользование;

— получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, с установлением предельно допустимой нормы выброса;

— предоставления отчетности по охране природы.

С целью предотвращения истощения запасов пресной воды, их загрязнения и засорения, воинские части, как и все предприятия, организации, потребляющие воду непосредственно из природных объектов и сбрасывающие в них сточные воды, в соответствии с Основами законодательства должны иметь разрешение на специальное водопользование. Оно выдается сроком на 3, 5, 25 лет.

В разрешении указывается характеристика устройств для забора воды измерение ее расхода и лабораторию анализа, разрешенный объем забираемой воды из водоисточника, количество сбрасываемых сточных вод и сухих отходов, допустимый уровень загрязнения, а также концентрация загрязняющих веществ в водоеме после сброса в них сточных вод.

Научно-технические мероприятия имеют своей целью приведения уровня технического обслуживания, технических систем, транспортных средств и коммунально-бытовых объектов в соответствии с требованиями охраны природы.

Материально-технические мероприятия включают строительство систем коммуникации и очистки стоков, пыле и грязеулавливающих устройств, обеспечение воинской части оборудованием для сбора и обезвреживания отходов, контроля степени загрязнения окружающей природной среды и очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, а также своевременное проведение профилактических осмотров и ремонта как основного технологического оборудования, так и оборудования систем очистки и обезвреживания отходов.

Эксплуатационные мероприятия имеют своей задачей снижение уровня загрязнения окружающей природной среды путем повышения технической культуры (соблюдения правил хранения, грамотной эксплуатации оборудования и техники).

Правовые мероприятия – выявление всех случаев нарушения природоохранительного законодательства и других нормативных документов, установление виновных в этом должностных лиц и привлечение их установленной законодательством ответственности. При определении виновных должностных лиц необходимо учитывать, что к ответственности привлекаются и те, кто способствовал этому своей бездеятельностью.

Выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды в воинских частях (учреждениях), важное условие экологического благополучия.

Воинские части (учреждения) являются источниками загрязнения окружающей природной среды (обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем, всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей) сопровождается образованием отходов и выбросов различных веществ.

Эти отходы и выбросы должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферного воздуха, водоемов и почвы. Постоянное перемещение воздушных и водных масс, локальные загрязнения распространяются на десятки и сотни километров от места возникновения, нанося ущерб объектам природы и людям.

Все образующиеся в воинской части загрязнения так же, как и в любом населенном пункте, можно объединить в следующие группы:

— газообразные токсические вещества, сажа и пыль, образующиеся в результате сжигания топлива при работе котельных, транспортных средств и других как стационарных, так и передвижных установок;

— бытовые и промышленные сточные воды, поступающие из казарм, жилых и общественных зданий, с пунктов обслуживания всех видов техники и образующихся в результате функционирования коммунально-бытовых объектов;

— тв`рдые отходы и отбросы, образующиеся в жилой зоне военных городков, на объектах общественного питания, при обслуживании и ремонте техники и всех видов транспортных средств;

Охрана атмосферного воздуха достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха» 1 и включает:

-соблюдение норм предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, включая транспортные и иные передвижные устройства и установки, а также норм предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных (загрязняющих) веществ в воздухе;

— создание и бесперебойную эксплуатацию установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ, содержащихся в отходящих газах технологических и вентиляционных систем;

— проведение мероприятий по снижению шумов и иных физических воздействий на атмосферу;

— контроль качества атмосферного воздуха в военных городках и на объектах воинских частей путем систематического проведения анализов воздушной среды на содержание вредных (загрязняющих) веществ.

Охрана вод достигается путем выполнения требований «Водного кодекса Российской Федерации», «Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». Охрана вод включает:

— получение воинской частью разрешения на специальное водопользование;

— рациональное и экономное использование водных ресурсов;

— очистку всех сточных вод и соблюдение правил их сброса в реки и другие водоёмы;

— устройство санитарных зон вокруг водных источников;

— строительство систем и устройств, снижающих потребление воды и степень ее загрязнения;

— строительство и эффективную эксплуатацию канализационных систем и станций очистки сточных вод;

— проведение анализов потребляемых и сбрасываемых вод и качества воды в водоемах.

Охрана земель включает:

— предохранение земель от загрязнения сточными водами, производственными, бытовыми и иными отходами;

— рекультивацию земель при проведении учений, строительных, дорожных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

— предотвращение эрозии почв, их засоление и заболачивание.

Леса и другая древесно-кустарниковая растительность охраняются от незаконных порубок, пожаров, нарушений в их использовании. Охрана лесов достигается путем выполнения требований «Основ лесного законодательства Российской Федерации» и включает:

— рациональное использование и своевременное восстановление закрепленных за воинской частью лесов, правильное ведение лесного хозяйства;

— посадку и уход за лесными и другими насаждениями на территории воинской части;

— охрану лесов от пожаров, защиту от вредителей и болезней;

— недопущение незаконной порубки лесов, повреждения деревьев и кустарников;

— предотвращение повреждения леса сточными водами, химическими веществами, промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, строительным мусором.

Охрана дикого животного мира достигается путем выполнения требований Закона Российской Федерации «Об охране и использовании животного мира» и включает:

— сохранение видового многообразия диких животных и птиц;

— охрану среды обитания животного мира;

— осуществление мероприятий по уменьшению отрицательного влияния хозяйственной деятельности воинских частей на дикий животный мир и среду его обитания;

— соблюдение правил ловли рыбы, охоты на диких животных и птиц, искоренение случаев браконьерства.

Охрана природной среды осуществляется в процессе выполнения основных задач, стоящих перед воинскими частями, и представляет собой комплекс воспитательных, организационно-плановых, научно- и материально-технических, эксплуатационных и правовых мероприятий.

Таким образом, знание основ экологической работы должностными лицами воинской части (учреждения), приведет к выполнению комплекса мероприятий по охране окружающей и природной среды, ослабит загрязнение атмосферы, вод и земли.

Заключение

Слишком много проблем встает перед человечеством и слишком трудно их решать в мире, разделенном национальными границами, экономические и климатические зоны. Чтобы выжить человеку нужна глобальная солидарность, так как Земля – это небольшая планета, наш общий дом, космический корабль, в котором мы совершаем путешествие по просторам вселенной.

Проблема защиты, охраны окружающей среды и экологическому обеспечению в воинской части (соединении, учреждении) помогут будущим начальникам служб, заместителям командиров (начальников) по материально-техническому обеспечению в практической работе как в мирное, так и в военное время.

Повседневная деятельность воинских частей, соединений, учреждений оказывает на окружающую среду негативное воздействие различными антропогенными экологическими факторами, такими как радиационными, световыми, тепловыми, химическими, шумовыми, электромагнитными загрязнениями окружающей среды, загрязнениями бытовыми и хозяйственными отходами, нерациональными с нарушениями технологий использования природных ресурсов и т.п. Большинство из этих факторов одновременно прямо и опосредованно воздействуют не только на природу, но и на сами войска (объекты).

В работе отражены и детально раскрыты мероприятия по снижению воздействия вышеперечисленных вредных факторов на окружающую природную среду, личный состав воинских частей, соединений, учреждений, местное население.

Важно продвинуться вперёд к экологическому самосознанию, необходимости отхода от потребительского отношения к окружающей природной среде.

Литературные источники

1. Аникин А. Экологическое обеспечение ВС. // Военно-экологический журнал. № 1. 1994.

2. Григорьев С.И., Родионов А.С. Военная экология и экологическое обеспечение ВС РФ.

3. Леонов Ю.А. О военных аспектах экологического обеспечения ВС РФ. // Военная мысль. № 4. 1996.

4. Методическое пособие по организации службы войск и обеспечению безопасности военной службы в воинской части, учреждении, гарнизоне. Т. 1 и 2. Самара, 1997.

5. Родионов А.С. Экологическое обеспечение жизнедеятельности войск и населения. // Военная мысль. № 1. 1993.

6. Терентьев Н.В., Василькин В.А. Экологические проблемы военной деятельности. Сб. рефератов депон. рукописей. Сер. В. № 45. М.: ЦВНИ МО РФ, 1999.

7. Указ Президента РФ от 10.11.2007 № 1495 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации», «Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации»)

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 03.02.2015). Глава 26. Экологические преступления

9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

10. Юхновец Г.С., Изляков В.Ч. Экологическое нормирование антропогенных нагрузок и экологический императив военной деятельности, опасной для здоровья. // Военная мысль. № 6. 1996.

11. Юхновец Г.С., Попов Н.А. К вопросу экологического обеспечения деятельности ВС РФ. // Военная мысль. № 4. 1995.

12. Экология. Военная экология : Учебник для высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Исакова. – М.–Смоленск: ИД Камертон – Маджента, 2006. – 724 с.

1Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об охране атмосферного воздуха»

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».