Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия

Органы судебной власти и принципы осуществления правосудия

48. Конституционные принципы осуществления судебной власти.

1. Понятие и система принципов судебной власти и правосудия.

Принципы осуществления судебной власти (принципы правосудия) — закреплённые законодательством основные, руководящие положения наиболее общего характера, определяющие организацию и деятельность судов. Принципы правосудия взаимосвязаны и образуют единую систему. Важнейшие принципы правосудия закреплены в Конституции РФ (статьи 46-50, 118-124). Конституционные принципы правосудия раскрываются также в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» (1996), в других федеральных законах.

2. Осуществление правосудия только судом.

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов не допускается. Присвоение властных полномочий суда преследуется по закону.

3. Принцип законности.

Принцип законности является общеправовым принципом. В соответствии со статьёй 120 Конституции РФ судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Применительно к судебной власти принцип законности означает, что суды обязаны осуществлять судебную власть в соответствии с порядком, установленным процессуальными и иными федеральными законами, и при осуществлении судебной власти правильно применять действующие законы. Суды обязаны применять Конституцию РФ, федеральные законы и иные действующие на её территории нормативные правовые акты. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции, уставу, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу (при несоответствии подзаконного правового акта закону — в соответствии с законом). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

4. Самостоятельность судов, независимость судей.

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Судьи (а также присяжные, народные и арбитражные заседатели), участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом, к конституционным гарантиям независимости судов и судей относятся несменяемость судей, неприкосновенность судей, финансирование судов из федерального бюджета. Судьи несменяемы, их полномочия могут быть прекращены или приостановлены соответствующей квалификационной коллегией судей не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны, судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемой федеральным законом. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (статья 124). Незаконное воздействие на судей, вмешательство в деятельность суда влечёт ответственность в соответствии с законом.

5. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел, участие граждан в осуществлении правосудия.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется единолично или коллегиально. Согласно статье 47 Конституции РФ никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. Законный состав суда по различным делам устанавливается процессуальным законодательством. Коллегиальное рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах общей юрисдикции осуществляется коллегией в составе судьи и двух народных заседателей, в составе трёх судей или президиумом суда, а уголовных дел — также коллегией в составе судьи и двенадцати присяжных заседателей.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей. Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (статья 123 Конституции РФ). Обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (статья 47 Конституции РФ). При назначении исключительной меры наказания — смертной казни, обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей (статья 20 Конституции РФ).

6. Право на судебную защиту.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию. Порядок обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, установлен Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (1992), другими федеральными законами.

7. Состязательность и равноправие сторон.

Все равны перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ). Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Стороны судебного процесса, как правило, обладают равными процессуальными правами.

8. Гласность судебного разбирательства.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, когда затрагивается государственная, коммерческая тайна, сведения о гражданах конфиденциального характера). Решение суда, принятое как в открытом, так и в закрытом заседании, провозглашается публично. Заочное разбирательство уголовных дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

9. Государственный язык судопроизводства.

Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, в других арбитражных судах, в военных судах ведутся на государственном языке РФ — русском языке. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции, в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, у мировых судей ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой расположен суд. Лицам, не владеющим языком судопроизводства, предоставляются право выступать и давать объяснения в суде на родном языке или на любом свободно избранном языке общения, пользоваться услугами переводчика.

10. Право на квалифицированную юридическую помощь.

Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, она оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В случаях, установленных статьёй 51 УПК РФ (например, по делам несовершеннолетних), участие защитника в уголовном деле обязательно.

11. Презумпция невиновности.

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

12. Другие конституционные принципы уголовного судопроизводства.

Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (согласно Уголовному кодексу РФ понятие «помилование» охватывает и смягчение наказания).

Образовательный портал — все для студента юриста.

II. Принципы правосудия.

1. Принципы правосудия, их понятие и значение.

Принципы правосудия — важнейшие, основополагающие начала деятельности судебной власти в РФ.

Значение принципов правосудия в правовой действительности государства велико.

2. Признаки принципов правосудия.

— принципы правосудия отражают общий характер организации судебной власти в РФ.

— принципы правосудия являются важнейшими положениями функционирования судебной власти и судебной системы РФ.

— закрепленность принципов правосудия в действующем законодательстве.

— в принципах правосудия получают развития правовые и нравственные идеи и идеологические доктрины.

3. Система принципов правосудия.

Система принципов правосудия — это совокупность элементов определяющих основополагающие начала деятельности судебной власти и судебной системы в РФ.

К основным принципам правосудия в РФ относятся:

— Принцип обязательности судебных решений.

— Принцип государственного языка судопроизводства.

— Принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда.

— Принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРАВОСУДИЕ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ

Понятие судебной власти

Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Это положение закреплено в ст. 10 Конституции РФ. Тем самым судебная власть определена в качестве официальной ветви общей государственной власти.

Согласно ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Хотя определение судебной власти в Конституции РФ не закреплено, из содержания двух вышеуказанных статей вытекает, что оно должно опираться на трактовку термина «власть» применительно к судебной деятельности.

В общепризнанном значении словом «власть» обозначается «право и возможность распоряжаться кем-нибудь, чем-нибудь, подчинять своей воле». Во втором значении этого слова власть представляет собой собирательный термин государственного руководства в лице его органов. Из этого вытекает, что под властью одновременно понимается и то, что она осуществляется соответствующими органами (в нашем случае — судебными), и то, что власть реализуется путем воздействия на те или иные социальные отношения с целью их урегулирования.

Исходя из этого, судебная власть представляет собой единую систему органов, обладающих полномочиями по осуществлению конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства, а также деятельность по реализации указанных полномочий.

Судебная власть обладает рядом признаков, обусловленных ее местом и ролью в общем государственном механизме.

1. Качественная определенность судебной власти. Данный признак означает, что судебная власть имеет свои собственные рамки и содержание, выделяющие среди иных ветвей государственной власти. Качественная определенность, непохожесть судебной власти обусловлена тем особым местом, которое занимает данная ветвь власти в общем механизме государства, и специфическими формами и способами ее реализации.

2. Самостоятельность судебной власти. Это означает, что в своем проявлении судебная власть не зависит от других ветвей власти, а также от любых должностных лиц, которые представляют государственную власть. Более того, при принятии решений по конкретным делам суды не зависят от вышестоящих судебных органов, а дальнейшее движение дела имеет инстанционный характер.

3. Подзаконность судебной власти. Принимая решения, суд действует в строгом соответствии с законом. Суд не создает новых правовых норм, а лишь надлежащим образом применяет закрепленные в законе предписания. Тем более суд не вправе подменять законность целесообразностью. При формулировании разъяснений по вопросам судебной практики суд не вправе входить в сферу ведения законодательной власти. В то же время высшие судебные органы являются субъектами законодательной инициативы, поэтому при необходимости она вправе обращаться с предложением о внесении изменений в действующее законодательство в законодательный орган — Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

Судебную власть обычно рассматривают в качестве носителя функции правосудия как основного направления ее реализации.

Вместе с тем круг обязанностей, осуществляемых в рамках судебной власти, несколько шире и включает в себя реализацию как процессуальных, так и организационных функций.

К процессуальным функция.» судебной власти относятся такие направления деятельности судов, которые регламентированы процессуальным законодательством и осуществляются в строго установленном законом порядке.

При этом судебная власть реализуется по следующим направлениям: судопроизводство в Конституционном Суде РФ; рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях; рассмотрение жалоб, запросов и иных обращений в рамках осуществления судебного контроля; апелляционное, кассационное и надзорное судопроизводство; обеспечение исполнения судебных решений, а в ряде случаев -решений других органов (контроль над исполнительным производством).

К организационным функциям судебной власти относятся такие направления ее деятельности, которые являются вспомогательными по отношению к полномочиям первой группы и обеспечивают их надлежащее выполнение.

Данные функции состоят в следующем: разъяснения по вопросам судебной практики; толкование законов; использование права обращаться с законодательной инициативой; участие в формировании судейского корпуса; организационное обеспечение деятельности судов.

Образовательный портал — все для студента юриста.

II-8.Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия.

Данный принцип предполагает наделение равными правами по отстаиванию собственных интересов всех сторон процесса судопроизводства — истца или обвинителя, ответчика или подсудимого.

Принцип состязательности и равноправия сторон закреплен в части 3 статьи 123 Конституции РФ, в статье 15 «Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 12 «Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации», статье 8,9 «Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в иных нормативных правовых актах.

Понятие состязательности судопроизводства означает, что судебный процесс, строится на основе разделения полномочий и функций обвинения и защиты, стороны истца и стороны ответчика. Суд обязан сохранять независимость, объективность и беспристрастность.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Судебная власть

1. Принцип разделения властей.

Принцип разделения властей — правовое явление, правовая доктрина, согласно которой признается необходимость в разделении власти на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов, при осуществлении властных полномочий.

Характерная черта большинства государств современности реализация ими принципа разделения властей. Согласно установившимся правовым теориям реализация данного принципа неотъемлемый атрибут демократического государства. Принцип разделения властей закреплен ст. 10 Конституции РФ (ссылка на источник)

Базовой идеей для формирования современной теории разделения властей послужили идеи греческого мыслителя Аристотеля — он первым предложил разделять власть в государстве на три составные части: законодательную, должностную и судебную (ссылка на источник). Впоследствии данная идея была развита выдающими деятелями нового времени, в частности: Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескьё, которые осуществили детальную проработку и теоретическое обоснование принципа разделения властей. Начиная с этого времени постулаты данного принципа, получил широкое распространение в государственной системе многих стран. Первым правовым актом, где принцип разделения властей получил наибольшее, и логическое распространение стала Конституция США 1787 года (ссылка).

Принцип разделения властей зиждиться на следующих началах:

— Принцип разделения властей закреплен в нормативном правовом акте высшей юридического силы — Конституции.

— Существует строгое разделение властных полномочий между ветвями власти.

— В государственной система присутствуют органы, выражающие властные полномочия каждой из ветвей власти.

— Особое положение судебной ветви власти, как ветви гарантирующей соблюдение и охрану прав человека и гражданина.

2. Понятие судебной власти.

Судебная власть — одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ. (ссылка)

3. Признаки судебной власти.

Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.

— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

— Особый статус выразителей судебной власти — судей.

4. Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

— Подчинение Конституции РФ

— Соблюдение прав человека и гражданина.

5. Задачи судебной власти.

Задачи судебной ветви власти — это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

— Формирование режима Законности

— Восстановление прав конкретных субъектов общества.

— Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

6. Понятие правосудия.

Правосудие — вид государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами, в которой реализуется судебная власть.

7. Признаки правосудия.

К признакам правосудия можно отнести следующие характеристики:

— осуществляет только специально уполномоченным на то органом — судом.

— особый правовой статус лиц осуществляющих правосудие — судей и присяжных заседателей.

— правосудие осуществляется путем рассмотрения конституционных, гражданским, административных и уголовных дел.

— правосудие реализуется через конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство.

— общеобязательная сила судебных решений.

8. Понятие судопроизводства.

Судопроизводство — деятельность по рассмотрению дел в суде.

9. Виды судопроизводства.

— Конституционное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции конституционных судов РФ.

— Гражданское судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Административное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

— Уголовное судопроизводство, связанное с рассмотрением дел отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции.

10. Соотношение понятий судопроизводство и правосудие.

Понятие правосудие и судопроизводство соотносится как общее с частным. Понятие судопроизводства, как процесса рассмотрения дел судами относится к объему понятия правосудие и является его составной частью.