Конституционное право россии ведущая отрасль российского права

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Конституционное право как отрасль российского права.

1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.

Конституционное право РФ — одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.

2. Предмет конституционного права как отрасли российского права.

Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:

— Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.

— Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.

— Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.

— Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.

— Общественные отношения в сфере местного самоуправления.

3. Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.

Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:

— Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.

— Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.

— Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).

— Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.

— Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.

4. Методы конституционного права как отрасли российского права.

Метод конституционного права как отрасли российского права — совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.

Система методов КП как отрасли:

— Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)

— Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)

— Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)

— Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)

5. Источники конституционного права как отрасли российского права.

Источники конституционного права как отрасли российского права — это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.

Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:

— Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.

— Федеральные конституционные законы.

— Указы и распоряжения Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Законодательство субъектов РФ.

— иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.

6. Система конституционного права как отрасли российского права.

Система конституционного права как отрасли российского права — это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

— Конституционно-правовые институты, такие как:

— Институт основ конституционного строя.

— Институт основ государственного устройства.

— Институт государственной власти.

— Институт местного самоуправления.

— Институт основ правового статуса личности.

— Институт гражданства РФ.

— Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.

Конституционное право россии ведущая отрасль российского права

Конституционное право РФ

В. Ф. Кириллов, М. С. Матейкович, В. И. Ульянов, Г. Н. Чеботарев

ТЕМА 1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План:
1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения.
3. Источники и система конституционного права.
4. Предмет, метод, система и источники науки конституционного права.
5. Конституционное право как учебная дисциплина. Система учебного курса.

ЛИТЕРАТУРА
1. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1995. — 480 с.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: ИНФА-М-НОРМА, 1997. — 752 с.
3. Лугин В.О. Конституционные нормы и правоотношение: Учебн. пособие для вузов. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. — 159 с.
4. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996. — 729 с.
5. Чиркин В.Е.
6. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. — 784 с.

1. Понятие и предмет регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права.
Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения.
В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.
Каковы особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права?
1. Они складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной.
2. Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер.
3. Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.
С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.
Предмет конституционного права охватывает следующие основные общественные отношения:
а) составляющие основы конституционного строя;
б) образующие основы правового положения человека и гражданина;
в) вытекающие из федерального устройства России;
г) связанные с организацией и осуществлением государственной власти;
д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;
е) составляющие основы местного самоуправления.
Для уяснения понятия конституционного права необходимо определить также юридический режим отрасли, который включает в себя: метод, принципы, характер главного источника.
Под методами конституционного права
понимается совокупность приемов, средств, форм правового воздействия на регулируемые конституционным правом общественные отношения и их участников.
Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания на:
1) управомачивающий: наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правомочиями (ст. 73 Конституции РФ: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти);
2) метод обязывания (кандидат обязан платить установленные законом налоги и сборы);
3. метод дозволения (ст. 66 — по предъявлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе);
Связан данный метод с управомачивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомачивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.
4) метод запрещения.
С помощью конституционного регулирования закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.
Принципы конституционного права одновременно выступают принципами системы права в целом.
Особый юридический режим конституционного права подтверждается и тем, что важнейшим его источником является конституция, определяющая основы всей системы права.
Определив предмет, метод, принципы конституционного права, можно сформулировать понятие конституционного права как ведущей отрасли системы российского права. Следует лишь отметить, что в качестве названия рассматриваемая нами отрасль права как в нашей стране так и за рубежом используется два термина: «конституционное право» и «государственное право».
Спор об этих терминах возник еще в прошлом столетии.
В досоветской России не имевшей конституции как единого основного закона, употребляли понятие «государственное право» применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин же «конституционное право» использовался для наименования отрасли права иностранных держав, государственный строй которых отличался началами разделения властей, прямого народоправства и народного представительства.
В советской правовой науке сторонники наименования «государственное право» не без оснований приводили следующие аргументы: а) государству в обществе принадлежит главенствующая роль. «Государство — это мы»; б) государственная власть распространяется как на высшие, так и на местные уровни управления и скреплена единством системы Советов, соединяющая законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность.
Кроме того, Конституция будучи прежде всего идеологическим и политическим документом не была реально действующим, непосредственно применяемым источником права.
На современном этапе развития российского государства термины «государственное право» менее предпочтительны по следующим основаниям:
во-первых, многие граждане, не обладающие специальными юридическими знаниями, отождествляют государственное право со всем внутригосударственным правом;
во-вторых, и это главное — в последнее время отчетливо проявляется тенденция к расширению предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с формированием гражданского общества, ограждением его от чрезмерного вмешательства государства.
Во взаимоотношениях «государство — общество — человек» новая Конституция Российской Федерации главным ориентиром признает человека, его права и свободы, а общество рассматривает как основное звено между человеком и государством.
И, наконец, в-третьих, во взаимоотношениях государство и право приоритет за правом, закон в правовом государстве — в верховенстве.
Таким образом, можно сказать, что конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права.
Для современной России, как отмечается в статье Богдановой Н.А. в 7 номере журнала «Государство и право» за 1996 год название ее ведущей правовой отраслью российским конституционным правом является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционных реформ.
Вместе с тем, рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «российское конституционное право» вполне обоснованы, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующих стран, науки, учебных курсов.
Таким образом, сформировать следующее понятие конституционного права. Конституционное право России — это ведущая фундаментальная отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы организации общества и государства, статус человека и гражданина, их взаимоотношения, а также механизм осуществления принадлежащей народу власти непосредственно или через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Конституционно-правовые нормы и отношения
В общей теории под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общественное формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности, это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы, которая, как и все другие нормы: исходит от государства, охраняется принудительной силой государства, является общеобязательным правилом поведения, предоставляет участникам общественных отношений юридические права и возлагает на них обязанности. Но какова же специфика конституционно-правовых норм? Попытаемся установить ее, используя такой критерий, как особенности регулируемых конституционным правом общественных отношений.
1. Конституционный характер данных норм обусловлен двумя факторами. Во-первых, основная часть из них содержится в Конституции Российской Федерации и конституциях входящих в нее республик. Во-вторых, они регулируют общественные отношения, которые связаны с высшими интересами государства и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию государства.
2. Наличие в конституционном праве большого количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-целей и т.д. Данные нормы распространяются на всех субъектов правоприменительной деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.
3. Учредительный характер: конституционно-правовые нормы первично устанавливают систему органов государственной власти, их компетенцию, атрибуты государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов, их наименование, порядок принятия.
4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство правовых норм реализуется через правоотношение, то конституционно-правовые нормы могут реализовываться и через определенные правовые состояния, например состояние гражданстве РФ.
5. Конституционно-правовые нормы имеют специфическую структуру.
Классическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко конституционно-правовые нормы имеют только диспозицию. Иногда — гипотезу и диспозицию (нормы, регулирующие порядок преодоления разногласий между палатами Федерального Собрания, порядок регистрации кандидатов при подготовке выборов в органы государственной власти). Очень редко — санкцию (например, ответственность кандидатов в представительные органы государственной власти или на выборные должности в государственных органах в случае нарушения законодательства о выборах).
Таким образом, конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.
Классификация конституционно-правовых норм
Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
б) закрепляющие статус человека и гражданина;
в) федеративное устройство России;
г) -«- систему и организацию деятельности органов государственной власти.
II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
б) -«- в федеральных конституционных и федеральных законах;
в) -«- иных нормативных правовых актах.
III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
а) управомачивающие,
т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать положительные действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ — Президент РФ представляет РФ внутри страны и в международных отношениях; ст. 34 п. 1 — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);
б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).
IY. По территории действия:
а) федеральные конституционно-правовые нормы;
б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
а) императивные — нормы, не допускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);
б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ — отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области).
YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
а) материальные;
б) процессуальные (процедурные).
YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
а) общие — неопределенный круг лиц;
б) специальные — определенный круг лиц.

Конституционно-правовые отношения.
Правоотношение — возникающее на основе норм права общественное отношение, в котором стороны связаны между собой конкретными взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Строение конституционно-правового отношения традиционно: субъект, объект, содержание (права и обязанности).

Особенности конституционно-правовых отношений.
1. В конституционно-правовом отношении права и обязанности могут четко не определяться, а носить обобщенный характер (норма Конституции о принадлежности власти в Российской Федерации ее многонациональному народу — ч.1 ст. 3 Конституции РФ) — правоотношения общего вида.
2. Особый состав субъектов: народ, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, Президент РФ, избирательные комиссии и т.д.
3. Конституционно-правовые отношения зачастую имеют очень сложный характер по своему содержанию и субъектному составу.

Виды конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям. Например, по целевому назначению они подразделяются на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов правоотношений — на абсолютные, относительные и общерегулятивные, по характеру обязанности — на активные и пассивные, по времени действия — на срочные и бессрочные и т.д.
Таким образом, конституционно-правовое отношение — это общественное отношение, урегулированное нормами конституционного права. Или: это возникающая на основе норм конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут обязанности.

3. Источники и система конституционного права.
Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.
Источники (формы) права — способы закрепления и внешнего выражения правовых норм.
Источниками (формами) конституционного права является:
1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а а ткже уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).
2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).
3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.
4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.
Следует отметить, что в иерархии источников конституционного права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора.
Примечание: Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г . Закон устанавливает, что положение официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие изучения внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ применяются соответствующие правовые акты. Законом устанавливается порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.
5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г .)
6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.
7. Указа и распоряжения Президента РФ.
Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона.
Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.
Примечание: См. распоряжение Президента РФ «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» от 26 июля 1995 г . Данное распоряжение вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.
8. Постановление Правительства.
К источникам конституционного права можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.
9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.
10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления Конституционного суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов Федерации, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции. Кроме того, к источникам конституционного права М.В.Баглай относит также постановление Верховного суда РФ, имеющие отношение к конституционным правам и свободам. Например, постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г .
11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.
12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.
13. Акты органов местного самоуправления.
В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.
Перечисленные источники конституционного права составляют позитивное конституционное право. Кроме позитивного правового регулирования, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права.
Естественное право должно все больше пронизывать весь процесс применения позитивного права.
Система конституционного права.
Как известно, расширенное право подразделяется не только на отрасли. В любой отрасли права, в т.ч. конституционном, можно выделить обособленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.
Система, совокупность, обособленная группа конституционно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, именуется конституционно-правовым институтом.
Как отличить отрасль от института?
Взять, к примеру, правовые нормы о порядке введения чрезвычайного положения и о подготовке и проведении выборов. Они относятся к одной отрасли, расположены в одном источнике — Конституции РФ.
Однако, они регулируют не родственные, не однородные отношения. Напротив, ЧП — делает невозможным какого-либо проведения выборов. Именно поэтому и требуется более подробная систематизация на институты.
Конституционно-правовые институты в науке принято подразделять на простые и сложные. Пример сложного института — институт конституционного статуса личности, или, как его нередко именуют, институт «государство и личность». Он состоит из более простых — институт гражданства, институт прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Система же конституционного права складывается из последовательности институтов, которые принято располагать по аналогии с последовательностью глав действующей конституции — от норм, регулирующих общие принципы, взаимосвязи к более конкретным нормам: основы конституционного строя РФ, государство и личность, федеративное устройство РФ, система органов государства.
4. Предмет, методы и источники науки конституционного права.
Наука конституционного права — система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как правовой отрасли и регулируемых его общественных отношениях.
Особенность данной науки: по сравнению с другими отраслями и правовыми науками она выступает отраслью и правоведения и государствоведения.
Предмет исследования: важнейшие стороны жизни государства и общества, основы его существования и развития. Прежде всего это вопросы принадлежности всей полноты власти народу, самоуправление наций, экономической, политической и социальной основ самоуправления, определение положения (статуса) личности в обществе, а также организации государства, системы государственных органов, институтов демократии.
Таким образом, наука «конституционного права» изучает вопросы, связанные с высшими интересами общества и государства, что и обуславливает ее особое место среди других юридических наук.
Многие ее категории, понятия, выводы являются основополагающими для других правовых отраслей административного, гражданского, трудового права.
Изучение конституционного права в настоящий период развития Российской Федерации одновременно важнейшая и труднейшая задача подготовки юридически грамотных, демократически воспитанных и законопослушных кадров.
Повышенное особое внимание к изучению проблемы конституционного права необходимо в силу ряда причин.
Во-первых, конституционное право как отрасль занимает в правовой системе любого государства ведущее место. Почему? Нормы конституционного права регулируют самые значимые для общества, государства, гражданина и человека отношения, складывающиеся в сфере формирования, организации и осуществления власти, системы высших органов, их взаимоотношений с человеком.
Во-вторых, основным источником (формой) конституционного права является Конституция — правовой акт, обладающий верховенством по отношению к власти и др. источникам, имеющий высшую юридическую силу в системе актов.
В-третьих, происходящие сущностные, коренные изменения общественного и государственного устройства России обуславливает необходимость переосмысление многих категорий, теорий и институтов конституционного права.
В-четвертых, формирование конституционализма, свободного от излишнего идеологизирования, партийности, существование различных мировоззренческих концепций, оценок, понятий и институтов вызвали новые представления о системе науки конституционного права.
В-пятых, происходит переосмысление науки конституционного права в России как дореволюционного так и советского периода развития государства.
В-шестых, высока ценность конституционно-правовых знаний для формирования правовой культуры всех граждан, тем более юристов, работающих в органах власти.
С учетом всего сказанного можно привести определение, данное профессором Кукушкиным М.И.
Наука конституционного права — это система взглядов, принципов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации общества, положения в нем личности, организацию и формы осуществления государственной власти.
Источники науки конституционного права.
Виды: 1. Нормативные правовые акты.
2. Теоретические (труды ученых, создавающие необходимые общие суждения по конституционно-правовым проблемам.
3. Результаты социологических исследований и практики, конституционно-правовой деятельности (эксперимент, практика отношений области, автономных округов).
Методология науки — учение об основных способах познания объективной реальности и методах исследования материального мира.
Методы науки конституционного права — совокупность системы приемов, способов, правил, применяемых в научных исследованиях.
Методы подразделяются на общие и частные. Среди общих можно назвать исторический, системный, статистический. К частным методам относят: сравнительно-правовой, конкретно-социологический и др.
В развитие науки конституционного права значительный вклад внесли ученые-государствоведы — И.А.Азовкин, С.С.Алексеев, Г.В.Барабашев, А.А.Безуглов, Л.Д.Воеводин, А.И.Денисов, Д.Л.Златопольский, Е.И.Козлова, В.Ф.Коток, С.С.Кравчук, В.Н.Кудрявцев, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, А.И.Лепешкин, А.И.Лукьянов, Н.Г.Мишин, А.В.Мицкевич, Н.А.Михалева, Л.А.Морозова, В.С.Основин, В.А.Пертцик, Б.Н.Топоркин, И.П.Трайнин, Л.Н.Уманский, Н.П.Федоров, О.И.Чистяков, В.С.Шевцов, К.Ф.Шеремет и др.
5. Конституционное право как система учебного курса
Определяющим фактором в выделении соответствующих курсов и последовательности их преподавания является система науки конституционного права.
В зависимости от применяемого метода исследования можно говорить о теории и истории конституционного права, сравнительном конституционном праве.
Изучение отдельных институтов конституционного права, тех или иных направлений, государственно-правовой практики также приводит к формированию относительно самостоятельных блоков конституционно-правового знания.
Учебный план юридического факультета Тюменского госуниверситета предусматривает изучение «Конституционного права Российской Федерации» и «Конституционного права зарубежных государств». Общая теория частично дается в рамках курса теория государства и права, а в основном в ранее названных курсах.
В преподавании российского конституционного права доминирует юридическое начало, т.е. основное внимание уделяется системному изучению Конституции РФ 1993 г ., конституционно-правового законодательства России, юридическим аспектам его применения, анализу конкретных правовых норм и отношений, их оценке с позиции права.
Однако это не исключает обращения к политическим явлениям и процессам, влияющим на конституционное право.
Таким образом, система курса в основном соответствует системе отрасли и науки и может быть представлена в следующем виде:
1. Общетеоретические вопросы науки конституционного права: это предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права; понятие, предмет, источники конституционного права как правовой отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития.
2. Учение о конституции: сущность, особенности и юридические свойства конституции, ее виды, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации, других государств; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана конституции.
3. Конституционный статус личности и гражданина: демократия и личность, индивид и общество, индивид и государство; права человека и общие принципы демократии, их соотношение; конституционный статус личности, его понятие, содержание, принципы; основные права, свободы и обязанности граждан, вопросы гражданства.
4. Конституционные основы гражданского общества в Российской Федерации: понятие и структура гражданского общества, основы его правового регулирования; конституционные основы народовластия; суверенитет народа; экономические, политические основы народовластия.
5. Государственное устройство Российской Федерации: понятие, структура, формы, автономия; статус Российской Федерации и ее субъектов; административно-территориальное деление.
6. Конституционные основы организации и деятельности органов Российской Федерации: государственный механизм Российской Федерации, система государственных органов, виды государственной деятельности, разделение властей; порядок образования, статус, основы деятельности государственных органов.

Вопросы для контроля:
1. Какие из нижеперечисленных общественных отношений составляют предмет конституционного права?
а) отношения, связанные с распоряжением государственной собственностью;
б) отношения, возникшие в связи с привлечением граждан к уголовной и административной ответственности;
в) отношения, образующие основы правового статуса гражданина;
г) отношения, составляющие основы местного самоуправления.

2. Часть 2 ст.20 Конституции РФ устанавливает:
«Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».
Какая по характеру содержащихся предписаний норма изложена в данной цитате?
а) обязывающая;
б) управомачивающая;
в) запрещающая.

3. Часть 4 ст. 66 Конституции РФ гласит: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области».
Какая по степени определенности содержания предписаний норма изложена в данной статье?
а) императивная;
б) диспозитивная.

4. Какая из перечисленных форм права относится к источникам конституционного права?
а) международные договоры;
б) судебный прецедент;
в) правовой обычай;
г) постановление Конституционного суда РФ.

Конституционное право – ведущая отрасль российского права. Кп рф: понятие, предмет и методы правового регулирования.

КП России выступает как отдельная отрасль российского права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права — конституционное право — представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования гос. власти, и гос. устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Наука КПРФ подробно изучает отрасль «КПРФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития КП, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина — более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины КП от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины — не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней

КП РФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, чтопринятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

КП России — ведущая отрасль права РФ. Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами.

отрасли права основывают на закрепленных КП принципах организации системы власти.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Главным источником КПР является Конституция РФ — базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.

КП, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической и экономической жизни общества.

Предметом регулирования права в целом являютсяобщественные отношения, отдельной отрасли права — специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования КПРФ составляют две основные сферы общественных отношений:

отношения между человеком и государством в РФ (отношения основ конституционного строя России, власти народа в пашей стране, форм и механизмов се осуществления; конституционного статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина);

властеотношения (федеративного устройства Российского гос-ва; статуса РФ и субъектов РФ, их взаимоотношений; административно-территориального устройства субъектов РФ; гарантий развития национальных и межнациональных отношений в РФ; системы, способов формирования, компетенции гос. органов и органов местного самоуправления, а для многих из этих органов — также и порядка (процедур) деятельности).

Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком — формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР.Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Метод КП – совокупность приемов и способов воздействия на ОО.

Методами КП, как и в любой другой отрасли являются:

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом ( т.е. властное предписание)

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению ( метод равноправия, основывающийся на дозволении)

КП, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

В свою очередь эти методы делятся на способы воздействия:

1)Дозволение – применяется преимущественно к регулированию правового статуса личности, и наделение компетенцией гос. органов. (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач)

2)Обвязывание – организация государственной власти либо исполнение гражданского долга перед государством(Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев)

3)Запрещение – действия нарушающие ПиС ЧиГ, или посягающие на государственные или общественные интересы (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций)

Также существуют метод общего нормирования (регулирования) (чтобы отобрать и отразить самые важные положения, характеризующие строй общества и государства) и метод детального регулирования (только соответствующих общественных отношений, напр. выборы депутатов и должностных лиц, статус Президента РФ и т.д.).

Кроме того есть и другие методы КП:

СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту)

КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами

РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП — высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).