Конституция рф материнский капитал

Направляем материнский капитал на улучшение жилищных условий

Анна Мазухина,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании «Гарант»

Право на федеральный материнский капитал имеет любая женщина-россиянка, родившая или усыновившая второго или последующего ребенка (тоже гражданина России) в период с 1 января 2007 года 1 . Раньше в случае смерти первого ребенка на первой неделе жизни свидетельство о рождении не выдавалось, и мать не могла представить в ПФР этот документ и доказать, что она имеет право на материнский капитал. Однако в 2010 году Конституционный Суд РФ прямо сказал, что смерть ребенка, наступившая на первой неделе жизни, не препятствует получению государственного сертификата на материнский капитал (в отличие от рождения ребенка мертвым) 2 , а в закон были внесены изменения, позволяющие родителям таких детей получать свидетельства об их рождении 3 .

Материнским капиталом можно воспользоваться только один раз. Получив сертификат, женщина имеет право распорядиться средствами по трем направлениям: улучшить жилищные условия, увеличить свою пенсию или заплатить за образование детей. Как показывает практика, первое направление — самое популярное среди мамочек.

Улучшить свои условия семья может, купив жилье или построив (либо реконструировав) его 4 . В обоих случаях для получения средств нужно, чтобы ребенку, в связи с рождением которого выдан сертификат, уже исполнилось три года, с одним-единственным исключением: если на улучшение жилищных условий семья брала кредит или заем у организации, то направить деньги на погашение долга по такому договору можно сразу, не дожидаясь исполнения ребенку трех лет. При этом ПФР часто требует, чтобы договор был заключен непременно с организацией, имеющей лицензию на банковские операции (выдачу кредита). Однако, как показывает практика, если в вашем договоре купли-продажи просто предусмотрена рассрочка платежа — это не препятствие 5 . Обратите внимание: маткапиталом нельзя погасить неустойку или штрафы по договору — только основной долг и проценты 6 . Также нельзя купить с использованием материнского капитала землю: если покупаются одновременно участок и дом на нем, капиталом можно воспользоваться только в части покупки жилья 7 . Жилье должно быть обязательно расположено на территории России, и может быть оформлено на имя супруга лица, получившего сертификат.

ПФР может потребовать:

– чтобы в договоре было прописано, что кредит выдан именно на покупку/строительство жилья и в нем не было других созаемщиков, кроме супругов;

– чтобы жилье было оформлено в собственность только супругов и детей, без участия других родственников;

– чтобы покупался отдельный объект, а не «доля в праве» — однако все эти требования не являются безусловно правомерными и в случае отказа в направлении средств могут быть оспорены в суде.

Так, в судебной практике становятся распространенными дела, когда семья берет кредит «на неотложные нужды», однако фактически направляет полученные по нему деньги на приобретение жилья — и суд признает отказы ПФР незаконными 8 . Покупка ДОЛИ в праве собственности (а не отдельной квартиры) тоже не препятствует направлению средств на погашение обязательств по договору – при условии, что дом пригоден для проживания (не аварийный, не ветхий), а фактически используемая семьей в результате такой покупки жилая площадь становится больше (например, если семья выкупает у других сособственников незначительную долю в праве на квартиру, и при этом сложившийся порядок пользования комнатами не меняется – ПФР денег не даст) 9 . То, что площадь, право пользования которой приобретается при покупке доли, менее учетной нормы, установленной в данном населенном пункте, не является препятствием 10 . Если приобретаемый дом зарегистрирован как незавершенный строительством объект, но фактически пригоден для проживания — на его покупку тоже можно направить маткапитал 11 . Участие других лиц (например, родственников супругов) в числе сособственников приобретаемого жилья 12 или созаемщиков в кредитном договоре 13 не является основанием для отказа в использовании материнского капитала.

Распространенная практика, когда оформляемое в собственность детей жилье покупается у их близких родственников (например, бабушек или дедушек), также может вызывать сомнения у ПФР — однако закон таких сделок не запрещает 14 . Продажа квартиры, на которую был взят кредит, и покупка за счет вырученных средств другого жилья тоже не мешают погашению взятого кредита за счет материнского капитала, если приобретаемое жилье лучше прежнего, между продажей и покупкой прошел небольшой промежуток времени, и человек может доказать, что именно деньги от одной квартиры пошли на покупку другой 15 . Редкое основание для отказа ПФР — непредставление документа, подтверждающего право собственности продавца на приобретаемое семьей жилое помещение. Однако если, например, продавец получил право собственности до введения в действие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество (например, в 90-х годах прошлого века) — такой отказ незаконен 16 .

Как мы уже упоминали, если семья не покупает жилье, а строит или реконструирует индивидуальный жилой дом, нельзя направить капитал на погашение задолженности за покупку земельного участка, расположенного под домом 17 . При реконструкции существует обязательное условие — общая площадь должна увеличиться не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, установленную в данном поселении, о чем составляется акт освидетельствования проведения основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства 18 . Документ, подтверждающий проведение строительства/реконструкции, должен быть выдан не ранее 1 января 2007 года.

Здесь тоже существуют «подводные камни».

ПФР может отказать, ссылаясь на то, что разрешение на строительство неправильной формы, или пристройка делается к квартире в малоквартирном доме (например, на две семьи). Однако такие отказы можно оспорить в суде. Так, если разрешение на строительство выдано до введения в действие его новой формы в 2007 году, или в разрешении на реконструкцию отсутствует указание на увеличение жилой площади дома, то это не препятствует направлению материнского капитала 19 . Также суды расширительно толкуют закон и разрешают направлять маткапитал и на реконструкцию квартиры (пристрой новых комнат или превращение чердака в жилой) — при условии, что дом малоквартирный, в нем нет помещений общего пользования (разные входы, кухни, санузлы, коридоры) и порядок пользования домом и участком определен сособственниками 20 . Если разрешенное использование земельного участка, на котором строится/реконструируется дом, указано «для личного подсобного хозяйства», а не «для индивидуального жилищного строительства» или «обслуживания и эксплуатации жилого дома», но при этом участок относится к категории «земли населенных пунктов» (а не «земли сельскохозяйственного назначения») – это тоже не является препятствием для получения капитала 21 .

Обязательным условием направления материнского капитала на улучшение жилищных условий является оформление жилья в общую собственность женщины, ее мужа и всех ее детей (вне зависимости от возраста), однако и здесь могут быть исключения.

Так, в одном из судебных дел мать выкупила долю в квартире у своего взрослого ребенка, оформив ее в собственность только маленьких детей и себя – и суд согласился с ее доводами 22 . В другом случае женщина и ее взрослый ребенок добровольно отказались от оформления квартиры на свое имя, оставив ее в собственности малолетних детей — и суд, несмотря на противодействие ПФР, обязал Фонд перечислить денежные средства 23 . Определенную проблему представляет законодательное противоречие: в одном месте закона написано, что жилье должно оформляться в собственность РОДИТЕЛЕЙ и детей 24 , а в другом – что оформлять надо в собственность женщины, ЕЕ МУЖА и детей 25 . В результате может возникнуть ситуация, когда жилье, предназначенное для семьи, поступает в собственность человека, не являющегося отцом ни одному из детей женщины: в таких случаях суд может посчитать, что он (хоть и является супругом владелицы сертификата) не должен включаться в число лиц, указываемых в нотариальном обязательстве 26 . Даже если брак расторгнут до переоформления жилья на всю семью (но после выдачи обязательства), второй супруг все равно имеет право на долю и может оформить ее через суд 27 . При невыполнении нотариального обязательства прокуратура или отец в интересах детей может подать к матери иск о понуждении к переоформлению, которые суды всегда удовлетворяют 28 .

Обращаем ваше внимание, что попытка «обналичить» средства материнского капитала путем обращения в различного рода фирмы, обещающие совершить такую операцию (обычно за 50% от суммы), а уж тем более — путем подделки документов, необходимых для получения материнского капитала, может привести легковерную женщину не только в долговую яму (ведь суд может обязать вернуть похищенные средства), но и на скамью подсудимых за мошенничество 29 . Будьте осторожны!

1 Часть 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Закон о маткапитале).
2 Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. № 1440-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Жирновой Василины Алексеевны на нарушение ее конституционных прав статьей 4 и пунктом 1 части 6 статьи 5 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Определение Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2010 г. № 1441-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Флягиной Натальи Геннадьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 8 части 2 статьи 4 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пункта 14 приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».
3 Федеральный закон от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала»
4 Часть 1 ст. 10 Закона о маткапитале.
5 Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 26 ноября 2011 г. по делу № 2- 98/11; апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда по делу № 33-4281/2012; кассационное определение СК по гражданским делам Владимирского областного суда по делу № 33-1467/2011 .
6 Пункт 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 (далее — Правила).
7 Пункт 6 письма Минрегионразвития РФ от 13 марта 2009 г. № 6890-СК/07; пресс-релиз Новгородского областного суда от 10 марта 2010 г.
8 Письмо Минрегионразвития РФ от 10 февраля 2009 г. № 3399-СК/07 («по пункту 1»); решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2009 г.; решение Клинского городского суда Московской области от 3 февраля 2011 г.; решение Сергиевского районного суда Самарской области от 6 мая 2010 г.
9 Пункт 2 письма Минрегионразвития РФ от 13 марта 2009 г. № 6890-СК/07; апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 2 мая 2012 г. по делу № 2-1344/12-33-625/12; решение Островского городского суда Псковской области от 30 января 2012 г. по делу № 2-31/2012; решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 29 апреля 2011 г. по делу № 2-420/2011; решение Кашинского городского суда Тверской области от 10 марта 2011 г. по делу № 2- 64/2011; апелляционное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 23 мая 2012 г. по делу № 33-803.
10 Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 4 августа 2011 г.
11 Решение Поворинского районного суда Воронежской области от 22 июня 2011 г. по делу № 2-225/11.
12 Решение Слободского районного суда Кировской области от 19 июня 2012 г. по делу № 2-658/2012; кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 21 июля 2011 г.; решение Чунского районного суда Иркутской области от 23 мая 2011 г.
13 Кассационное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2011 г. по делу № 33-6425\2011.
14 Пункт 2 письма Минэкономразвития РФ от 22 сентября 2010 г. № Д23-3764; решение Исаклинского районного суда Самарской области от 30 сентября 2011 г.
15 Письмо Минрегионразвития РФ от 10 февраля 2009 г. № 3399-СК/07 («по пункту 4»); решение Знаменского районного суда Омской области от 19 июня 2009 г; решение Советского районного суда г. Липецка от 12 сентября 2011 г. по делу № 2-4752/11; решение Сосновского районного суда Нижегородской области по делу № 2-128; решение Частинского районного суда Пермского края от 19 августа 2011 г. по делу № 2-142/2011; решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 ноября 2009 г. по делу № 2-3579/09.
16 Решение Южского районного суда Ивановской области .
17 Решение Кировского районного суда г. Самары от 30 марта 2011 г. по делу № 2-1542/2011.
18 Правила выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала, утв. постановлением Правительства РФ от 18 августа 2011 г. № 686; кассационное определение СК по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 июля 2011 г. по делу № 33-4310.
19 Решение Фокинского районного суда города Брянска от 3 феврал
я 2012 г. по делу № 2-78 (2012); решение Усманского районного суда Липецкой области от 4 мая 2011 г.; пресс-релиз на сайте Оренбургского областного суда от 17 апреля 2012 г.
20 Решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской республики от 21 сентября 2011 г. по делу № 2-327/2011; решение Верхнекетского районного суда Томской области от 22 апреля 2011 г. по делу № 2-52/2011; решение Балашовского районного суда Саратовской области от 13 декабря 2011 г. по делу № 1/2011; решение Становлянского районного суда Липецкой области от 21 сентября 2011 г.; пресс-релиз на сайте Илимпийского районного суда Красноярского края от 15 декабря 2011 г.
21 Решение Шатковского районного суда Нижегородской области по делу № 2-456/2011; решение Навашинского районного суда Нижегородской области от 14 марта 2011 г. по делу № 2-43/2010; решение Прикубанского районного суда г. Краснодара.
22 Кассационное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда по делу № 33-821/2011.
23 Решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2010 г. по делу № 2-380/2010.
24 Часть 4 ст. 10 Закона о маткапитале.
25 См., например, пп. «г» п. 8, пп. «в» п. 9, пп «в» п. 10, п.п. 10.2, 10.4 Правил.
26 Решение Родинского районного суда Алтайского края от 1 марта 2012 г.
27 Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 23 сентября 2011 г. по делу № 2-863/2011.
28 Решение Зареченского районного суда г. Тулы от 17 октября 2012 г., решение Псковского городского суда Псковской области от 2012 г.
29 Приговор Шалинского городского суда Чеченской Республики от 21 ноября 2011 г. по делу № 1-176/11; решение Копейского городского суда Челябинской области по делу № 2-2099/2010; решение Бежецкого городского суда Тверской области от 22 декабря 2011 г. по делу № 2-881/2011; пресс-релиз Нижегородского областного суда от 19 октября 2012 г.

Статья 38 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 38 Конституции РФ гласит:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи — основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

— улучшения жилищных условий;

— получения образования ребенком (детьми);

— формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (статья 260 Трудового кодекса).

Согласно ст. 259 ТК, не допускается привлечение беременных женщин к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление их в командировки.

Законодатель предусматривает специальные меры защиты беременных женщин при приеме на работу и расторжении трудового договора. Так, статья 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а статья 261 ТК РФ устанавливает запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей, ухода за больными членами семьи трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для женщин и других работников с семейными обязанностями (отцов, родителей детей-инвалидов, опекунов и попечителей несовершеннолетних и др.). К таким гарантиям надо отнести: ограничение привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление в командировки (ст. 259 ТК); предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК); перевод на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК); ограничения увольнения лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя (ст. 261 ТК) и др.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям — инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что «семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак». В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21, определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей — предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях — одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество — это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2686-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Болявиной Надежды Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 7, пунктом 1 части 1, частями 7 и 8 статьи 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 декабря 2016 г. N 2686-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

БОЛЯВИНОЙ НАДЕЖДЫ НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 6 СТАТЬИ 7, ПУНКТОМ 1

ЧАСТИ 1, ЧАСТЯМИ 7 И 8 СТАТЬИ 10

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки Н.Н. Болявиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением суда общей юрисдикции гражданке Н.Н. Болявиной было отказано в удовлетворении требований о признании права на распоряжение средствами материнского капитала и об обязании перечислить их на погашение долга по договору займа на строительство жилого дома. При этом суд исходил из того, что возможность направления средств материнского капитала на погашение долга по договорам займа, заключенным между физическими лицами, действующим законодательством не предусмотрена.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Н. Болявина оспаривает конституционность примененных в ее деле следующих положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»:

части 6 статьи 7, согласно которой заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 данной статьи;

пункта 1 части 1 статьи 10, согласно которому средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

части 7 статьи 10, согласно которой средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся: кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (пункт 1); кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации (пункт 3); иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой (пункт 4);

части 8 статьи 10, согласно которой средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения противоречат статьям 2, 7, 8, 15, 18, 19, 33, 38 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливают запрет на направление средств материнского (семейного) капитала на погашение долга по договору займа на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному между физическими лицами.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. Так, в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, был принят Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающий возможность получения такими семьями государственной поддержки в форме предоставления материнского (семейного) капитала, средства которого могут направляться, в частности, на улучшение жилищных условий семьи (пункт 1 части 3 статьи 7).

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 марта 2015 года N 431-О, поскольку право на получение материнского (семейного) капитала непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и носит временный характер, обусловленный как демографическими задачами, так и финансовыми возможностями государства, условия его предоставления определяются законодателем в рамках его компетенции.

Таким образом, оспариваемые нормы, предусматривающие условия подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и условия, соблюдение которых необходимо в случае использования данных средств в целях улучшения жилищных условий, направлены на целевое использование средств материнского (семейного) капитала и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Болявиной Надежды Николаевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Судебная практика и законодательство

Введенная же Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 159.2 УК Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за мошенничество при получении выплат, т.е. хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат (часть первая), и за такие деяния, совершенные с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере (часть третья). Поскольку Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает целевое использование средств материнского (семейного) капитала (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1694-О-О, от 21 мая 2015 года N 1205-О и от 20 декабря 2016 года N 2686-О), обман относительно способов (целей) распоряжения средствами такого капитала может образовывать признаки соответствующего вида мошенничества.