Коап потерпевший

Статья 25.2. Потерпевший

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КОАП РФ

1. Потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении является:

— физическое или юридическое лицо;

— лицо, которому административным правонарушением причинен вред:

физический, т.е. вред здоровью;

имущественный, т.е. материальный вред, подлежащий денежной оценке — убытки (ст. 15 ГК РФ);

моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания (ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ).

В результате административного правонарушения потерпевшему может быть причинен как один из видов вреда, так и несколько.

2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав:

— знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;

— заявлять ходатайства и отводы;

— пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу;

— пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Таким образом объем процессуальных прав потерпевшего не ограничен и сопоставим с объемом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Что касается обязанностей потерпевшего, то они также носят общий процессуальный характер, в частности, потерпевший обязан:

— соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении;

— являться по вызову судьи, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, и давать показания как свидетель в порядке ст. 25.6 КоАП РФ;

— не злоупотреблять своими процессуальными правами при рассмотрении дела;

— не нарушать права иных лиц, участвующих в деле, и т.д.

3. Потерпевший является обязательным участником рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем в его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях:

— если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела;

— либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Статья 25.2 КоАП РФ. Потерпевший

Новая редакция Ст. 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 Гражданского кодекса под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к Ст. 25.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Процессуальные права потерпевшего в целом аналогичны правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе пользоваться юридической помощью представителя.

Правила участия либо неучастия потерпевшего в производстве не отличаются от аналогичных правил, предусмотренных для лица, в отношении которого ведется производство. Однако он может быть опрошен в качестве свидетеля по данному делу.

Статья 25.2. Потерпевший

1. В ч. 1 ст. 25.2 дается легальное (но только для целей КоАП) определение потерпевшего от административного правонарушения. Им является:

1) физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель, должностное лицо, см. коммент. к ст. 2.4, 2.5);

2) юридическое лицо (независимо от того, является ли оно коммерческой или некоммерческой организацией, российским или иностранным юридическим лицом и т.д.).

В практике возникает вопрос: могут ли быть признаны потерпевшими госорганы Российской Федерации, ее субъекты, муниципальные образования? К сожалению, в ст. 25.2 налицо пробел. Его следует восполнить, а Верховному Суду РФ, ВАС РФ целесообразно определить свою позицию по данному вопросу;

3) лицо, которому причинен:

а) физический вред (например, вред здоровью гражданина);

б) моральный вред (он может быть причинен лишь физическому лицу, ст. 151, 1099, 1101 ГК);

в) имущественный вред (он может быть причинен как физическому лицу, так и юридическому, например, уничтожено транспортное средство организации).

2. Анализ правил ч. 2-4 ст. 25.2 показывает, что:

1) объем процессуальных прав потерпевшего практически такой же, как и у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (см. коммент. к ст. 25.1). Есть только одно отличие: потерпевший вправе пользоваться юридической помощью лишь представителя, в то время как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользуется юридической помощью защитника (см. коммент. к ст. 25.5);

2) правила о присутствии при рассмотрении дела об административном правонарушении потерпевшего также в целом совпадают с аналогичными правилами, установленными для упомянутых выше лиц. Тем не менее есть и отличия:

а) судья, орган, должностное лицо не вправе признавать присутствие потерпевшего при рассмотрении дела обязательным;

б) не установлено и случаев, когда присутствие потерпевшего признается обязательным в законодательном порядке;

3) потерпевший может быть опрошен в соответствии со ст. 25.6, т.е. как свидетель. В практике возникают вопросы:

применяются ли к потерпевшему правила ч. 3 ст. 25.6 (о том, что человек вправе не свидетельствовать против себя самого, своего супруга, близких родственников)? Да, ибо это соответствует правилам ст. 51 Конституции РФ;

предупреждается ли потерпевший об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Нет, не предупреждается, ибо, хотя он не вправе давать заведомо ложные показания (в этом его отличие от процессуального положения лица, в отношении которого ведется производство по делу), в ст. 17.5 административная ответственность за это не предусмотрена;

наступает ли административная ответственность за отказ или уклонение от участия в разбирательстве дела, дачи показаний при рассмотрении дела об административном правонарушении? Систематическое толкование ст. 25.2 и ст. 17.9 (см. коммент.) не позволяет ответить на этот вопрос положительно.

Статья 25.2. Потерпевший

СТ 25.2 КоАП РФ

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ст. 52 Конституции РФ закон охраняет права лица, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, в том числе вследствие административного правонарушения. Физическое или юридическое лицо, которому причинен такой вред, признается потерпевшим.

2. Причиненный в результате административного правонарушения физический вред, как правило, выражается в легком вреде здоровью. Правонарушения, причинившие тяжкий или средней тяжести вред здоровью, законодатель относит к преступлениям. Легкий вред здоровью связан с его кратковременным (до 21 дня) расстройством или незначительной стойкой (до 10%) утратой общей трудоспособности.

Имущественный вред (например, повреждение автомобиля) в основном является мелким ущербом. Оценка ущерба крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Согласно комментируемой статье причиненный в результате административного правонарушения вред потерпевшему может быть моральным (например, человеку нанесено личное оскорбление нецензурной бранью — ст. 20.1 КоАП РФ).

3. Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела. Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения. Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами. Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ).

Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП).

О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст. ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ.

6. Одно из важнейших прав потерпевшего — заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ). Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения. Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст. 25.6 КоАП РФ для свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля. Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется производство по делам об административных правонарушениях

К участникам производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ отнесены следующие субъекты: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического или юридического лица, защитник, представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор (ст. 25.1). Указанные лица наделены определенными правами, и на них возложены соответствующие обязанности.

Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ст. 25.1).

В целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, КоАП РФ предусмотрено положение об обязательном его участии при рассмотрении дела. В отсутствие такого лица дело может быть рассмотрено в случае, если это лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении и если от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. В то же время орган (должностное лицо) может признать обязательным присутствие такого лица при рассмотрении его дела. Обязательным является присутствие данного лица, если правонарушение, совершенное им, а течет наложение административного ареста или административное выдворение за пределы Российской Федерации. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (полиции) согласно ст. 27.15 КоАП РФ.

Статус потерпевшего в производстве по делам об административных правонарушениях

Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым в связи с совершением административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред.

Права потерпевшего аналогичны правам лица, привлекаемого к административной ответственности. Он также вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении и т.д. Потерпевший имеет право знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения. Ему вручается копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, имеющие отношение к делу. Потерпевший обязан являться по извещению субъекта административной юрисдикции, давать правдивые объяснения, отвечать на поставленные вопросы судьи, органа, должностного лица. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела, если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля по делу.

Статус защитника и представителя в производстве по делам об административных правонарушениях

Законными представителями физического лица являются лица, правомочные выступать в интересах несовершеннолетних, а также других граждан, которые в силу своего физического состояния, являясь дееспособными, не могут реализовать свои права и обязанности. Законными представителями несовершеннолетних выступают их родители, усыновители, а в определенных случаях — их опекуны или попечители. Их полномочия в указанном качестве удостоверяются соответствующим документом — паспортом, свидетельством о рождении, решением суда об установлении усыновления, опеки или попечительства.

Права и обязанности указанных лиц ничем не отличаются от прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении юридического лица ведется производство по делу или если оно является потерпевшим. Законными представителями могут выступать руководитель юридического лица или иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия указанных лиц подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство, может быть привлечен защитник, а для оказания аналогичной помощи потерпевшему — представитель (им может быть адвокат или иное лицо). Полномочия адвоката подтверждаются ордером, выданным юридической консультацией, а полномочия представителя — официальной доверенностью. Доверенность может удостоверяться в нотариальном порядке либо иным законным способом.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве с момента составления протокола об административном правонарушении, а также с момента административного задержания лица в связи с совершенным административным правонарушением.

Защитник и представитель вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы и т.д.

Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях

Прокурор как один из участников производства по делу об административном правонарушении вправе возбуждать производство по делу, участвовать в его рассмотрении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении и т.д.

Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Указанное постановление подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передаст сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Об опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и его правовых последствиях см. ст. 30.10, 30.11 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о его возбуждении (п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанции по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. 30.1-30.19 КоАП РФ.

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные ст. 30.4-30.19 КоАП РФ.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются по месту их совершения либо по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (ст. 29.5).

Участие прокурора в арбитражном процессе предусмотрено ст. 52 АПК РФ. Участие прокурора в гражданском процессе регулируется ст. 45 ГПК РФ.