Использование лесных ресурсов в хозяйстве

Использование лесов: его виды и показатели

Освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, в том числе и для развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.

Согласно Лесному кодексу Российской Федерации (ст. 25 ЛК) в лесном фонде осуществляют следующие виды лесных пользований.:

1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор не древесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научноисследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Использование лесов предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации с изъятием и без изъятия лесных ресурсов путем предоставления лесных участков.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (ст. 71 Л К). Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду и безвозмездное срочное пользование.

Продажа лесных насаждений осуществляется по договору куплипродажи лесных насаждений (ст. 75 ЛК).

Экономические отношения в области использования лесов связаны с платным их использованием. В этом случае лесные ресурсы и права пользования лесными участками становятся товаром, объектами рыночных отношений, выходят на рынок товаров в материальновещественной форме или в форме услуг прижизненного использования лесов. Доходы от реализации товара представляют собой его стоимость, посредством их получения реализуется принцип платности лесопользования. Рыночный интерес собственника лесов* в данном случае получение максимально возможного дохода от своей собственности.

Рыночные отношения осуществляются в форме аренды участков леса или в форме куплипродажи лесных насаждений. Участниками рынка являются, прежде всего, продавцы и покупатели. В числе заинтересованных сторон пользователи лесами, собственники лесов, лесничества, руководящие ими отраслевые и территориальные уполномоченные ведомства, органы управления субъектов Российской Федерации, финансовые органы и др.

Рынок лесных товаров и услуг, как и любой другой рынок, характеризуется предложением товара, его качественными и количественными характеристиками, ценами на товар, спросом на него, объемами и доходами продаж, формами экономических отношений (аренда, участков леса, купляпродажа лесных насаждений). В связи с этим к системе показателей, характеризующих экономику использования лесов, выдвигается требование предоставления соответствующей информации по рынку лесных товаров и услуг.

С позиций продавца, лесное хозяйство заинтересовано наладить сбыт имеющегося у него товара по соответствующим ценам, удовлетворить спрос покупателей, обеспечить себе соответствующий доход. Поэтому система показателей должна отражать вопросы, поставленные рынком, по предложению товара, его качественной и количественной характеристике, спросу, ценам, объему продаж, формам продажи товара и услуг, удовлетворению спроса и др.

Система показателей для оценки состояния и динамики рынка использования лесов обоснована необходимостью поиска резервов повышения его эффективности и определения перспектив развития. Поэтому названная система строится на сравнении количественных и качественных фактически достигнутых показателей использования лесов и показателей потенциально возможного их уровня для получения выводов о соответствии использования лесов требованиям рынка и принципам управления лесами.

В зависимости от задач исследования фактические показатели освоения ресурсов могут сравниваться также с другими базовыми показателями: плановыми, других лесничеств, территориальных структур управления лесным хозяйством (в том числе по ведомственной принадлежности), развитых стран и т.д.

В качестве предложения товара в вещественной форме и форме услуг выступают нормативы использования лесов. Объемные показатели нормативного использования лесов в различных целях проектируются в процессе лесоустройства и приводятся в лесоустроительных материалах, поэтому нормативное/использование лесов правомерно называть проектируемым использованием лесов, Проектируемые показатели использования лесов лесничества представлены в его регламенте, а по лесничествам субъекта Российской Федерации в обобщенном виде по видам использования лесов они приведены в лесном плане указанного субъекта.

Нормативный объем использования лесов и лесных ресурсов это его потенциал, ресурсная база, та часть лесов и лесных ресурсов, которая представляет собой объем использования без ущерба для природной среды, при этом обеспечивается соблюдение принципов не только неистощительности, но и непрерывности и рациональности использования лесов. Нормативный объем заготовки ресурса по абсолютному или удельному на единице площади освоения показателю можно образно представить в виде съема продукции с площади освоения земель лесного фонда ее «урожая», результата (эффекта) лесовыращивания. Нормативные объемы использования лесов и лесных ресурсов это предложение товара в вещественной форме и форме услуги, реализация которого предполагает обеспечение соблюдения принципов многоцелевого, рационального, непрерывного и неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Нормативный расчетный объем изъятия древесных ресурсов расчетная лесосека включает в себя, прежде всего, доступные для освоения запасы древесины в спелых и перестойных древо стоях, а также древесные ресурсы, предусмотренные к получению в порядке ухода за лесом. По прочим видам лесных ресурсов живицы, пищевых и недревесных ресурсов также имеются нормативы. Для пищевых ресурсов ягод, грибов, например, они определены по их урожаю биологическому (природному), эксплуатационному (промысловому), то есть отвечающему требованиям нормативнотехнической документации (ГОСТов, ОСТов, ТУ и др.) по качественным и размерным характеристикам, и хозяйственному урожаю, то есть доступному для освоения по техническим, технологическим и экономическим условиям. По второстепенным ресурсам нормативы освоения построены в зависимости от вырубаемого запаса древесных пород, по ресурсам грибов от их вида, лесорастительных условий и среднего урожая за цикл колебаний урожайности. По ресурсам живицы в основу нормативов положены вид хвойной породы и удельный выход смолы в зависимости от древесного запаса.

Нормативный объем прижизненного использования лесов соответствующего назначения можно рассматривать как совокупность территорий лесов, рекомендованных лесоустройством для соответствующих видов прижизненного использования лесов.

Общая схема формирования проектируемого использования лесов приведена на рис. 4.

Соответственно строится и система показателей проектируемого использования лесов, в нее включаются показатели проектируемого освоения лесных ресурсов и проектируемого прижизненного использования лесов.

Характеристики нормативного (проектируемого) использования лесов являются базой, основой для сравнения с ними фактического состояния использования лесов. Поэтому оба сравниваемых варианта оцениваются одной и той же системой показателей с той лишь разницей, что в одном случае представлены фактические характеристики использования лесов, в другом случае нормативные значения показателей.

Система показателей рынка по использованию лесов включает:

• виды допустимого использования лесов на изучаемой территории земель лесного фонда;
• объемы использования лесов, его качественные и количественные характеристики;
• формы реализации товаров и услуг;
• стоимостные показатели прижизненного использования лесов и освоения лесных ресурсов;
• социальноэкономические показатели использования лесов.

В названной системе также применяются измерители натуральные, условнонатуральные и стоимостные; количественные и качественные; абсолютные и относительные, в том числе удельные и структурные.

Объемы прижизненного использования лесов характеризуются площадью, объемом изъятия лесных ресурсов, их количественными и качественными характеристиками, местоположением, формами реализации, ценами (аукционные или твердые цены) и другими показателями. Объемные показатели нормативов использования лесов приведены в материалах лесоустройства, фактические данные в отчетности по использованию лесов.

При изучении фактического (рыночного) положения дел в зависимости от цели и задач анализа информация наполняется конкретными практическими данными о рынке ресурсов и услуг леса: о размещении объемов между покупателями используемых лесов и ресурсов, об организационных формах их отпуска, о территориальном размещении продаж и т.д. По лесоустроительным нормативам часть названной информации не отражается в силу ее неопределенности.

Структурные характеристики объемов использования лесов и лесных ресурсов могут быть разнонаправленными также в зависимости от цели и задач изучения. Основными направлениями изучения состава и структуры объемов использования лесов, являются:

• группы ресурсов в рамках одного вида использования леса (по древесным ресурсам, например, по группам пород и породам);
• качественные характеристики (по древесным ресурсам выход деловой древесины, класс товарности и т.д.);
• виды рубок (для древесных ресурсов);
• местоположение (география);
• закрепленность территории за управляющими структурами (министерствами, ведомствами);
• продуктивность лесов, доступность и др.

Относительные объемные показатели, в том числе и структурные, определяются на основе абсолютных, а также удельных показателей на единицу площади лесов. Основные относительные объемные показатели по видам проектируемого использования лесов на изучаемой территории:

• удельный вес площади использования в общей покрытой лесом площади, в том числе в площади лесов соответствующего целевого назначения;
• удельный вес запаса ресурсов использования лесов в их общем запасе на покрытой лесом площади;
• коэффициент интенсивности освоения ресурсов (заготовки на единице осваиваемой площади);
• объем заготовки ресурса в расчете на единицу покрытой лесом площади;
• коэффициент доступности ресурсов, возможных для освоения;
• коэффициент проектируемой напряженности использования древесных ресурсов.

Относительные объемные показатели прижизненного использования лесов изучаются на основе показателей удельного веса площади проектируемого использования и коэффициента проектируемой доступности ресурсов, так как использование осуществляется без изъятия лесных ресурсов.

Удельный вес освоения по площади и в общем объеме ресурсов изучаемой территории показывают, какая часть ресурсов вовлечена в использование (степень вовлеченности ресурсов).

Коэффициент интенсивности освоения лесных ресурсов означает средний объем заготовки ресурсов на единице площади их освоения.

Объем заготовки в расчете на единицу всей покрытой лесом площади изучаемой территории показывает средний объем заготовки ресурсов в расчете на единицу площади, занятую в ле совыращивании.

Объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда включен в состав целевых прогнозных показателей в области лесных отношений, выполнение которых является предметом отчетности, что свидетельствует о важной роли показателей в системе управления использованием лесов.

Таким образом, принципиальное отличие показателей интенсивности освоения и объема заготовки ресурса с единицы покрытой лесом площади заключается в том, что в первом случае это изымаемый запас с 1 га эксплуатационной площади, во втором случае это изымаемая часть среднего запаса, растущего на 1 гектаре площади лесовыращивания, т.е. покрытой лесом.

Коэффициент доступности ресурсов, пригодных для освоения, показывает степень вовлеченности в хозяйственную деятельность пригодных для освоения ресурсов.

Коэффициент напряженности использования древесных ресурсов (название коэффициента дано автором) показывает соотношение объема освоения ресурса и величины среднего прироста запаса; он определяется для древесных ресурсов. Средний годовой прирост древесного запаса показывает накопление запаса к базовому уровню «основному капиталу», который этот прирост обеспечивает. Уменьшение «основного капитала» снизит и прирост. Сравнение объема заготовки ресурсов с приростом показывает, как используются ресурсы в целом. Изъятие ресурсов в объеме больше их прироста означает их истощительное пользование, освоение в объеме меньше прироста означает накопление запаса перестойных древостоев, что также говорит о нерациональности использования ресурсов. Оптимальная его величина равна единице, показатель больше единицы свидетельствует об истощительном пользовании, меньше единицы недоиспользовании ресурсов, но также о нерациональности и истощительности будущего освоения ресурса.

Относительные объемные показатели определяются по следующим формулам:

Удельный вес объема лесопользования в общем запасе ресурсов определяется по формуле



Коэффициенты освоения доступных видов использования лесов характеризуют долю освоенных видов использования лесов по сравнению с их количеством, предусмотренным лесоустройством. Не исключено, что этот коэффициент может оказаться больше единицы.

Коэффициент использования плодородия земель (лесорастительных условий) определяется сравнением фактического состава, запаса и качества лесных ресурсов с их потенциальной величиной в расчете на 1 гектар покрытой лесом площади.

Организационные формы реализации товаров и услуг, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации, это аренда участков леса и продажа лесных насаждений на основе аукцйона (по аукционным ценам), а также отпуск древесины на собственные нужды населения. На собственные нужды населения древесина отпускается по ценам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наиболее важными объемными показателями использования лесов являются виды лесопользования, востребованные на рынке ресурсов и услуг, объемы освоения лесных ресурсов и площадь лесов, вовлеченных в прижизненное использование, их количественные и качественные показатели, структура, а также относительные показатели интенсивности пользования, его доступности, напряженности и освоенности ресурсов и услуг.

По осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Министерством природных ресурсов Российской Федерации, в 2007 г. утверждены целевые прогнозные показатели, достижение которых фиксируется Федеральным агентством лесного хозяйства в виде сводной годовой отчетности [14]. В состав названных показателей вошли и показатели по использованию лесов, что подтверждает их важную роль в системе управления использованием лесов.

Стоимостные показатели рынка лесных ресурсов й услуг прижизненного использования лесов. Основным стоимостным показателем проектируемого использования лесов является величина дохода, полученного от использования лесов потребителями его ресурсов и услуг прижизненного пользования (назовем его «лесной доход»). Он поступает в форме платежей в бюджетную систему Российской Федерации за использование лесов. Лесной доход включает в себя доходы как от заготовки лесных ресурсов, так и от прижизненного использования лесов.

Они определяются по общей, а также удельной величине в расчете на единицу площади освоения лесных ресурсов (например, на 1 гектар) и на единицу объема ресурса (по средней цене). Показатели величины доходов являются показателями экономической эффективности использования лесов, его доходности.

В составе стоимостных показателей использования лесов представлены платежи в бюджетную систему Российской Федерации за отпущенные лесные ресурсы (лесной доход) и прижизненное использование лесов в целом:

1) общая сумма платежей за отпущенные лесные ресурсы и прижизненное использование лесов, его территориальное размещение;
2) распределение общей суммы платежей в бюджетную систему по получателям (в бюджет Российской Федерации и бюджет субъекта Российской Федерации);
3) сумма указанных платежей по видам лесных ресурсов, в том числе по формам экономических отношений;
4) удельный лесной доход на единицу площади использованных лесов в целом и по видам использования;
5) удельный доход на единицу объема заготовленных лесных ресурсов по каждому виду и отпущенных лесных ресурсов (средняя цена ресурса), в том числе по формам отпуска.

В зависимости от задач исследования изучается структура лесного дохода по перечисленным показателям его формирования.

Фактические показатели, как абсолютные, так удельные и структурные, сравниваются с потенциально возможным уровнем показателей, что позволяет выявить резервы повышения доходности использования лесов. Потенциальный лесной доход это максимально возможный доход, выражающий результат (эффект) использования лесов на проектируемом уровне.

Стоимостные показатели проектируемого использования лесов в материалах многолетнего действия, к которым относятся лесоустроительные материалы, не предусмотрены по причине неопределенности перспективных ценовых показателей.

Величину проектируемого лесного дохода за конкретный период изучения можно определить по объему проектируемого прижизненного использования лесов или заготовки лесных ресурсов и средней цене за единицу предлагаемого товара, при этом показатель цены будет иметь приближенное значение по сравнению с фактической ценой. Ориентировочная цена товара в условиях проектируемого использования десов может быть определена исходя из фактической цены и ее корректировки с учетом ценообразующих факторов.

При определении прогнозируемой цены рыночные условия реализации товара могут быть заданы только предположительно, исходя из местоположения, объема, качественных характеристик и условий продажи товара (фиксированные или рыночные цены, например, аукционные). С учетом того, что в первую очередь осваиваются лучшие ресурсы, а, следовательно, более дорогие, средняя цена по проектируемому варианту в случае неполного использования ресурсов будет ниже за счет более низкой цены неиспользованной части ресурсов.

Ориентировочный лесной доход по абсолютной величине определяется на всю изучаемую площадь, а также по его получателям, так как он поступит в бюджеты двух видов (государственный бюджет Российской Федерации и бюджет субъекта Российской Федерации). Его величина определяется и по удельной величине на единицу земельной площади.

Таким образом, проектируемые стоимостные показатели отличаются от фактических меньшей конкретикой: в них не представлены доходы по формам экономических отношений с пользователями лесов, по видам рубок лесных насаждений, географии доходов и др.

По использованию лесов в составе целевых прогнозных показателей для органов государственной власти субъектов Российской Федерации Министерством природных ресурсов Российской Федерации в 2007 г. утверждены следующие показатели, что подтверждает их важность:

• объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (м3/га);
• соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации (в процентах);
• объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда.

Соотношение стоимости единицы объема древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за нее, установленной Правительством Российской Федерации, характеризует, на сколько средняя рыночная цена древесного ресурса выше сложившейся средней минимальной ставки, определенной на основе ставок, установленных Правительством Российской Федерации.

Таким образом, к числу важнейших показателей использования лесов относятся общая сумма платежей в бюджетную систему Российской Федерации, ее состав и структура по видам использования лесов, территориальному размещению и получателям, цены на ресурсы леса и прижизненное лесопользование, а также степень достижения потенциального уровня перечисленных показателей.

Показатели использования земель лесного фонда. Конечной целью данной группы показателей является получение показателей эффективности землепользования абсолютных и относительных на 1 гектар площади земель лесного фонда. Структура площади земель лесного фонда оценивается по их категориям в сравнении с оптимальной структурой, выявленной на основании изучения резервов (рассмотренных, например, по материалам лесоустройства в регламенте лесничества или лесном плане субъекта Российской Федерации).

Специфика показателей использования земель заключается в том, что обобщающая их величина может быть определена только в стоимостном выражении, так как виды ресурсов и услуг не могут быть объединены в натуральном выражении. Доходность земель определяется суммой платежей в бюджетную систему РФ на 1 гектар площади земель лесного фонда. Сравнение ее фактической суммы с потенциально возможной величиной позволит определить степень использования потенциала доходности.

Для характеристики лесного фонда используются показатели не только его экономической, но и социально экономической роли использования лесов, его значения для общества, экономики административного образования. Необходимость в названной системе показателей вызвана тем, что использование лесов осуществляется ради удовлетворения материальных и духовных потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, это является конечной целью использования лесов. Не все стороны рассматриваемого влияния имеют количественную оценку, прежде всего такой оценкой может быть определен вклад лесов в экологию и общественную жизнь. Социальноэкономическая роль использования лесов в экономике административного образования определяется его вкладом в экономический потенциал территории, его развитие, уровень и качество жизни населения, а также обратными связями лесного хозяйства с социальной экономикой.

Роль использования лесов в социальной экономике определяется сравнением территориальных экономических характеристик по принципу «с ним» и «без него»: по дополнению в территориальные экономические характеристики участия деятельности, связанной с использованием лесов.

В «Типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации» для социальноэкономической оценки использования лесов на территории субъекта Российской Федерации предложен ряд показателей [12]. В их числе:

а) доходы от использования лесов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
б) объемы лесопромышленного производства, включая данные оценки рынка лесных товаров и услуг, доли лесного сектора в экономическом развитии субъекта Российской Федерации (в том числе по форме, указанной в прил. 4 к настоящей типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации);
в) характеристика занятости населения в лесном секторе экономики субъекта Российской Федерации, включая численность работающих, средний уровень заработной платы, социальное обеспечение;
д) характеристика транспортной доступности освоения лесов, включая данные о существующих транспортных путях в лесах (в том числе лесные дороги), их протяженности и состоянию по лесничествам и лесопаркам (расстояние вывозки древесины и других лесных ресурсов с указанием пунктов погрузки заготовленной древесины). Обеспеченность транспортными путями в сравнении с потребностью в них.

Перечисленные показатели могут быть дополнены показателями лесистости территории и территориального расположения лесного фонда как факторов экономической роли лесов, удовлетворения спроса по видам лесных ресурсов и видам использования лесов.

Коэффициент удовлетворения спроса по видам использования лесов и лесных ресурсов определяется отношением объема использования лесов и лесных ресурсов к величине спроса на них:

Ресурсная база лесов является потенциалом промышленного производства, развития бизнеса, прежде всего в перерабатывающих отраслях лесного сектора, увеличения валового регионального (национального) продукта, финансовых ресуреов экономики территорий.

Леса элемент используемого территорией специфического производственного средства, имущественных активов, работающий не только на региональную, муниципальную, национальную, но даже и на глобальную экономику и экологию.

Влияя на величину и структуру валового регионального (национального) продукта, использование лесов влияет и на базу налогообложения. Финансовый потенциал от использования лесного фонда характеризуется через лесной доход, его удельный вес в бюджетной системе в целом и по ее уровням. Лесной доход может быть представлен в виде относительной величины лесного дохода, приходящегося на одного жителя административной территории (через численность населения рассматриваемой территории и сумму лесного дохода от использования лесов). Причем общий средний доход на жителя будет иметь две составляющие из российского бюджета и части из бюджета субъекта Российской Федерации. Вклад использования лесов есть также и в поступлениях во внебюджетные фонды Российской Федерации и таможенные сборы по внешнеэкономической деятельности.

Обратные связи лесного фонда и социальной экономики характеризуются возможностями последней направить ресурсы в лесное хозяйство (в воспроизводство лесов, их охрану и защиту, управление использованием лесов).

Важность социальноэкономического значения лесов и их использования выражается принятием целевых прогнозных показателей по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в состав которых включены:

• объем рубок лесных насаждений с 1 гектара покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (м3/га);
• соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации (в процентах);
• объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда (р./га);
• соотношение площади искусственного лесовосстановления и площади сплошных рубок лесных насаждений на землях лесного фонда (в процентах);
• доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (в процентах);
• общий средний прирост на 1 гектар покрытых лесной растительностью земель лесного фонда (м3/га);
• лесистость территории субъекта Российской Федерации (в процентах) [14].

Система социальноэкономических показателей использования лесов применима для характеристики не только фактического, но и проектируемого вариантов использования лесов и лесных ресурсов и получения соответствующих сравнительных характеристик изучения их состояния и динамики.

Отбор показателей имеет существенное значение. Изучаемые показатели использования лесов делятся, как и нормативные, на показатели результативные и факторные. Если результативные отражают фактический результат освоения ресурсов, то факторные показатели характеризуют влияние на результаты использования лесов.

Изучение показателей требует логического осмысления причинноследственных связей между изучаемыми характеристиками, разделения результативных и факторных показателей, структурирования последних по уровням влияния (разложения сложных факторов на простые 1го, 2го и т.д. уровней).

Основные социальные и социальноэкономические характеристики лесных объектов в обобщенном виде представлены на рис. 5.

Для поиска резервов улучшения использования лесов его результаты (результативные показатели), выражающие ценность объекта, его востребованность, доходность как товара, изучаются в зависимости от причин, влияющих на результаты использования лесов, выраженных через факторные показатели. Например, для лесного дохода, цены ресурсов и услуг как результативных показателей в качестве факторных показателей, определяющих полученные результаты, могут быть рассмотрены местоположение и транспортная доступность осваиваемого лесного угодья или ресурсов, их количественные и качественные характеристики.

Факторный анализ показателей состояния и использования лесов позволит увидеть пути их улучшения в целях удовлетворения потребностей общества, бизнеса и государства.

Отбор факторов облегчается применением их классификации. По областям возникновения факторы делятся:

• на природноклиматические и географические (например, плодородие земли, местоположение лесного угодья);
• технические и технологические (например, способы рубок);
• экономические (объем предложения ресурсов и услуг, спрос, уровень арендной платы, густота транспортных путей);
• организационные (форма экономической организации отношений долгосрочная или краткосрочная аренда);
• социальноэкономические и социальные (уровень доходов населения, наличие трудовых ресурсов);
• правовые (институциональные условия, правовая база организации использования лесов).

В зависимости от задач исследования могут быть использованы и другие классификаторы.

Лесные ресурсы и их использование

Главная > Реферат >География

Природные ресурсы – это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Это вода, почвы, растения, животные, минералы, которые мы используем непосредственно или в переработанном виде. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые виды ресурсов, например минеральные, можно использовать только один раз (хотя некоторые металлы и могут служить вторичным сырьем).

Такие виды ресурсов называются исчерпаемыми или невозобновимыми ресурсами. Они имеют конечные запасы, пополнение которых на Земле практически невозможно. Во-первых, потому что не существует таких условий, в которых они образовались миллионы лет назад, а во-вторых, скорость образования полезных ископаемых неизмеримо медленнее, чем расходование их человеком.

Другие виды ресурсов , такие, например, как вода, “возвращаются” природе снова и снова, сколько бы мы их ни использовали. Эти ресурсы называются возобновимыми или постоянными ресурсами . Они воспроизводятся в естественных процессах, происходящих на Земле, и поддерживаются в некотором постоянном количестве, определяемом их ежегодным приростом и расходом (пресная вода в реках, кислород атмосферы, лес и др.).

Часто бывает очень трудно провести границу между возобновимыми и невозобновимыми ресурсами . Так, например, растения и животные, если их использовать расточительно, не заботясь о последствиях, могут исчезнуть с лица Земли. Следовательно, в этом плане их можно отнести к невозобновимым ресурсам . С другой стороны, растительный и животный мир обладает способностью к самовоспроизведению и при разумном использовании может быть сохранен. Таким образом, в принципе эти ресурсы возобновимы.

То же самое можно сказать и о почвах. При рациональном ведении хозяйства почвы могут не только сохраняться, но даже и улучшаться и повышать свое плодородие. С другой стороны, неразумное использование почв приводит к падению их плодородия, а эрозия часто физически уничтожает почвенный слой, полностью смывая его. То есть, во многих случаях возобновимость или невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека.

Cейчас человек в своей хозяйственной деятельности освоил почти все доступные и известные ему виды ресурсов, как возобновимых, так и невозобновимых.

Лесные ресурсы — один из важнейших видов биологических ресурсов. Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади (4 млрд. га) и запасами древесины на корню. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но поскольку леса сводятся под пашни, строительство, древесину используют в качестве дров, как сырье для деревообрабатывающей и других видов промышленности (производство бумаги, мебели и пр.), проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территорий стоит достаточно остро. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырье, не вырубать леса в объеме, превышающем их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Леса мира распространены неравномерно. Они образуют два приблизительно равных по площади и запасам древесины лесных пояса — северный и южный. Северный — в зоне умеренного и отчасти субтропического климата. Самые многолесные страны северного пояса — Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция. Южный пояс — в зоне тропического и экваториального климатов. Основные лесные районы южного пояса — Амазония, бассейн Конго, Юго-Восточная Азия, страны — Конго, Бразилия, Венесуэла.

Лесные ресурсы — один из важнейших биологических ресурсов .

Значение лесов огромно. Леса — это самые крупные экосистемы, в которых аккумулируется большая часть органического вещества на планете, благодаря фотосинтезу они обеспечивают кислородный баланс на Земле, самые крупные хранилища генофонда, обеспечивающие чистоту вод, сохранение плодородия почв.

Мировые лесные ресурсы характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади и запасами древесины на корню. Общая площадь лесов в мире 4 млрд.га. И хотя лесные ресурсы это возобновимый вид природных богатств, темпы уничтожения лесов (под строительство дорог, под пашню, как сырьё для деревообрабатывающей промышленности) очень велики и проблема сокращения лесных ресурсов и обезлесивания территории очень актуальна.

Леса мира образуют два практически равных лесных пояса – северный (в зоне умеренного и отчасти субтропического поясов) и южный (в зоне тропического и экваториального поясов). Основные « лесные » страны это — Россия, США, Канада, Финляндия, Швеция — в северном полушарии, Конго, Бразилия, Венесуэла — в южном.

Главная проблема использования лесных ресурсов — это сокращение их площади, особенно в южном поясе. Для рационального использования лесных ресурсов необходимо комплексно перерабатывать сырьё, не вырубать леса в объёмах превышающих их прирост, проводить лесовосстановительные работы.

Лесные ресурсы (леса) называют «легкими» планеты, они играют огромную роль в жизни всего человечества. Они восстанавливают кислород в атмосфере, сохраняют грунтовые воды, предотвращают разрушение почвы. Сведение тропических лесов Амазонии приводит к нарушению «легких» планеты. Сохранение лесов необходимо в том числе и для здоровья человечества.

Леса – национальное богатство народа, источник получения древесины и других видов ценного сырья, а также стабилизирующий компонент биосферы. Они имеют очень большое эстетическое и рекреационное (восстановительное) значение .

Рациональное использование и сохранение лесов в настоящее время приобретает большое значение для европейской части России и Урала, где сосредоточены сравнительно небольшие лесные ресурсы и основные производственные мощности промышленных предприятий, а также большинство населения страны.

Для упорядочения пользования лесами государственного значения и предупреждения истощения древесных запасов в малолесных районах леса разделены на три группы. К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно следующие функции: водоохранные, защитные (противоэрозионные), санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов).

Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченно эксплуатационное значение , а также леса с недостаточными лесосырьевыми ресурсами , для сохранения защитных функций которых, непрерывности и неистощимости пользования им требуется более строгий режим лесопользования.

К третьей группе относятся леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение и предназначенные для непрерывного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине без ущерба защитных свойств этих лесов. В лесах третьей группы ведущее место занимает использование целевых ресурсов (в первую очередь древесины). В свете современных вопросов охраны окружающей среды и рационального использования лесных ресурсов большое значение приобретает освоение лесов третьей группы, совершенствование лесоэксплуатации и переработки древесины, дальнейшее повышение продуктивности насаждений, эффективное использование побочных продуктов леса. Создание крупных лесопромышленных комплексов на Северо-Западе и в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке позволило вовлечь в эксплуатацию крупные лесные массивы с перестойными и спелыми насаждениями, выдвинув задачу перед лесным хозяйством и лесной промышленностью замены старых лесов новыми. Большое значение приобретает комплексное использование древесного сырья. Его основой является производство технологической цепы, которое позволяет применять древесину, а также отходы лесозаготовок и лесопиления в качестве исходного сырья для целлюлозно-бумажной промышленности и производства древесных плит.

Быстро растет и рекреационное значение лесов, расположенных в местах с развитой промышленностью, около больших городов. Рекреационная ценность лесов порой превосходит стоимость получаемой от них древесины. При скоплении в лесах отдыхающих возникает рекреационная нагрузка. Это может оказаться опасным для продолжения естественного развития и нормального существования лесных массивов, биогеоценозов. Если участок леса сильно поврежден вытаптыванием почвы, его нужно исключить из пользования на 3-5 лет и более. Нужно тщательно выполнять все правила противопожарной охраны, запрещать прогулки, отдых и сбор грибов и ягод в молодых лесонасаждениях.

С развитием урбанизации огромное значение приобретают зеленые насаждения в городах. Зеленые насаждения – древесно-кустарниковая, цветочная и травянистая растительность, элементы благоустройства озелененных территорий – являются эффективным средством экологической защиты города, они повышают комфортность, эстетичность городской среды, могут на 20% и более уменьшить силу городского шума, так как служат преградой для распространения звуковых волн. Зеленые насаждения общего пользования не могут быть приватизированы или сданы в аренду и являются общегородской муниципальной собственностью без права изменять назначение этих территорий и отчуждений части их под другие цели. Недопустимы любые формы хозяйственной деятельности, наносящие невосполнимый вред зеленому фонду города. 7 Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

Человечество с древнейших времен использовало природу в хозяйственных целях (охота, собирательство, рыболовство). На протяжении всей истории происходило расширение связей в системе природа — человек. В сферу человеческой деятельности включались все новые виды природных ресурсов . Росла численность населения, увеличивались масштабы производства, происходило изменение естественной природной среды в результате человеческой деятельности.

В настоящее время активная роль человека в использовании природы нашла свое отражение в природопользовании как особой сфере хозяйственной деятельности. Природопользование — совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды.

Рациональное природопользование — такой тип взаимоотношения человеческого общества с окружающей средой, при котором общество управляет своими отношениями с природой, предупреждает нежелательные последствия своей деятельности. Примером может служит создание культурных ландшафтов; применение технологий, позволяющих более полно перерабатывать сырье; повторное использование отходов производства, охрана видов животных и растений, создание заповедников и т. п.

Нерациональное природопользование — тип взаимоотношения с природой, при котором не учитываются требования охраны окружающей среды, ее улучшения (потребительское отношение к природе). Примеры такого отношения — это неумеренный выпас скота, подсечно-огневое земледелие, истребление отдельных видов растений и животных, радиоактивное, тепловое загрязнения среды.

В настоящее время большинство стран проводит политику рационального природопользования, созданы специальные органы охраны окружающей среды, разрабатываются природоохранные программы и законы. Важна совместная деятельность стран по охране природы, создание международных проектов. Сохранение окружающей среды — важнейшая общечеловеческая проблема . Совершенствование рационального природопользования — одна из основных задач современности.

Природные ресурсы Московского региона, проблемы их сохранения.

История развития Москвы показывает, что крупный город является с одной стороны мощнейшим загрязнителем природной среды, а с другой – центром научно-технического прогресса, направленного на решения экологический проблем и проблем сохранения природных ресурсов.

Земельные ресурсы Московского региона можно разделить на несколько групп:

— земли городской застройки – совокупность земельных участков, находящихся по подошвами жилых, общественных и административных зданий. В целом по городу земли городской застройки увеличились за 1990-1998 годы на 11,5%;

— земли общего пользования – проспекты, скоростные трассы, улицы, набережные и т.д. – снизилась на 3,7 % за счет роста общей площади города и увеличения земель городской застройки;

— земли промышленности и транспорта – земли, занятые промышленно-производственными объектами и их инфраструктурой;

— земли сельскохозяйственного использования – представлены в городе землями тепличных и цветоводческих хозяйств и питомников. По сравнению с 1990 годом эти земли сократились на 2,2%;

— земли природоохранные – включают территории природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также земли Гослесфонда и Госводфонда.

В результате нерациональной политики по размещению предприятий в столице, произошло существенное изменение экологического баланса города. Площади городских земель, обладающих негативным воздействием на окружающую среду и площади городских земель, имеющих ресурсовоспроизводящие функции, находится в настоящее время в таких соотношениях, что даже при достаточной устойчивости и высокой продуктивности последних их недостаточно для обеспечения экологического равновесия на территории города.

Такое соотношение несколько улучшилось в 1998 году, однако, в общем территориальном балансе города площади земель, обладающих средовосстанавливающими и средовоспроизводящими функциями, продолжают составлять лишь около 20%. Четко выраженная диспропорция городских земель разных категорий (земель средовосстанавливающих с одной стороны и деградированных загрязненных или изъятых из экосистемы – с другой) диктует необходимость разработки городской политики с целью учета экологических требований и сбережения земельных ресурсов в градостроительном использовании земель.

Территории зеленых насаждений, по данным Москомзема, занимают в Москве 15,8 тысяч гектаров, в том числе 13,2 тысяч гектаров представлены лесами и лесопарками. Необходимым условием развития озеленения Москвы является устранение комплекса причин, вызывающих угнетение и деградацию зеленых насаждений, уменьшение антропогенных нагрузок на природные комплексы, снижение уровня загрязнения компонентов природной среды, юридическое оформление пользования озелененными территориями. Реализация мероприятий по сохранению и увеличению площадей зеленых насаждений в Москве направлена на:

— формирование системы особо охраняемых природных объектов, включая памятники садово-паркового искусства и историко-культурные территории;

— новое строительство объектов озеленения общего пользования, в том числе за счет освоения зарезервированных для этих целей территорий;

— планомерный и регулярный уход за существующими зелеными насаждениями;

— определение ответственных землепользователей по каждому объекту озеленения общего пользования с установлением их прав, обязанностей и ответственности за состояние закрепленных объектов.

В Москве создается единая система мониторинга водных ресурсов (мониторинг – система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды, не включая управление качеством последней). Ее создание позволит оперативно оценивать качество воды в Москве-реке и ее притоках, эффективно анализировать состояние водоемов. Комплекс мер по охране, восстановлению и оздоровлению водных объектов Москвы должен способствовать поддержанию естественного баланса воды, а поддержание водонесущих коммуникаций в надлежащем виде – уменьшению инфильтрационного питания грунтовых вод и подъему их уровня (анализ современных и ретроспективных материалов показывает, что подтопление в Москве носит масштабный характер как по значительности негативных последствий, так и по территориальному охвату).

Московский регион – один из крупнейших урбанизированных регионов мира . В условиях городов-мегаполисов типа Москвы проблемы взаимодействия человека и окружающий среды чрезвычайно обостряются. Для успешного решения этих проблем и проблем сохранения природных ресурсов необходимо создание специальной системы управления. Структура и функционирование подобной системы хорошо видны на примере Москвы. Здесь создана общегородская система управления состоянием окружающей среды в реальном времени, включая воздушный, водный бассейны и почву. Эта система преследует две цели: поддержание состояние окружающей среды на некотором заданном уровне и создание экологической обстановки, способствующей улучшению здоровья и сохранению природных ресурсов. Общая структура системы управления содержит: три типа сред (воздух, вода, почва), объекты двух видов и управляющее звено (правительство Москвы).

Объекты первого вида рассчитаны на изъятие воздуха и почвы из окружающей среды, использование их в технологических процессах и возврат в окружающую среду с измененным количеством и качеством. К таким объектам относятся промышленные и бытовые предприятия, жилые дома, теплоэлектростанции. Промышленность вообще, а конкретное промышленное предприятие в частности, оказывает серьезную нагрузку на окружающую среду. Целью работы предприятия является производство конечного продукта, при этом об интенсивности промышленности не так давно судили по количеству дымящихся труб и грохоту оборудования. По мере ввода новых производственных мощностей и ухудшения в связи с этим экологической обстановки общество пришло к осознанию необходимости если не исключить, то по крайней мере уменьшить антропогенную нагрузку на природу. Взаимоотношения “промышленное предприятие – окружающая среда” осуществляются следующим образом. Предприятие забирает из окружающей среды природные ресурсы, перерабатывая которые, изготовляет необходимый обществу конечный продукт. В окружающую среду при этом попадают продукты технологического передела – различного вида отходы.

Идеально было бы свести на нет выбросы и минимизировать количество используемых ресурсов. Обычно этого достичь не удается из-за отсутствия приемлемых технических решений и высокой платы за очистку.

Объекты второго рода на первый взгляд не изымают воздух и воду их окружающей среды. К ним, например, относятся гидроэлектростанции, городские свалки. Однако, строго говоря, объекты второго рода также изымают ресурсы из среды, но объемы ресурсов , по сравнению с объектами первого рода, незначительны и ими можно пренебречь. Возвращаемые же в среду ресурсы могут сильно влиять на ее качество.

Рост и развитие Московского региона неизбежно сопровождаются возникновением ряда острейших проблем, среди которых проблема состояния окружающей среды занимает второе место после преступности. В связи с этим Правительством столицы в сентябре 1994 года была принята “Комплексная экологическая программа Москвы на период до 2005 года”. Правительство Москвы четко обозначило приоритетные направления работы в области охраны природной среды и сохранения природных ресурсов . Но решение этих проблем – дело не только структур власти, оно невозможно без участия всего общества.

Природные ресурсы – основа устойчивого развития России.

Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально , а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Здесь можно выделить несколько моментов:

— практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов , надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы;

— вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов ;

— весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;

— предстоит практически заново создать экологическую индустрию – от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.

Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием – мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем .

Министерством Природопользования России подготовлен проект концепции Государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов , одобренный на заседании Правительства РФ от 31.07.1997 г., определяющий стратегической целью государства в этой области создание правовых, экономических, научных и социальных основ природоресурсных отношений для обеспечения устойчивого развития России, улучшения качества жизни и ресурсной достаточности для настоящего и будущего поколений.

Задачи государственной стратегии природопользования:

— эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

— уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

— использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

— совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

— создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

— решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;

— учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.

Важно рациональное использование ресурсов — извлечение максимально возможного количества ресурсов, более полная переработка, комплексное использование сырья и т. п.