Фз об усыновление

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

См. комментарии к статье 125 СК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 1 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об усыновлении ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 2 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Абзац второй пункта 2 статьи 125 настоящего Кодекса вступает в силу со дня официального опубликования Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275

Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 457-ФЗ в пункт 3 статьи 125 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка (статья 137 настоящего Кодекса) возникают со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка.

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

О государственной регистрации усыновления (удочерения) см. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

Порядок усыновления. В соответствии со ст. 125 СК усы­новление детей производится в судебном порядке. Судебный порядок усыновления является новеллой семейного законода­тельства. Он введен в целях усиления гарантий прав детей, оставшихся без попечения родителей, и соответствует мировой практике судебного порядка усыновления. Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребен­ка, так как суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.

Предусмотренный прежде ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей (когда решение об усыновлении ребенка принималось главой местной администрации, а при усы­новлении иностранными гражданами ребенка — гражданина Российской Федерации — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) согласно п. 2 ст. 169 СК про­должал действовать непродолжительное время и после приня­тия СК — до введения в действие Федерального закона от 21 августа 1996 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений и дополне­ний в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» * . Указан­ный закон вступил в силу с 27 сентября 1996 г., то есть по истечении тридцати дней со дня первого официального опуб­ликования ** . С этой даты порядок усыновления ребенка регла­ментируется гл. 29 1 ГПК. Дела об установлении усыновления рассматриваются судом в порядке особого производства, по правилам, предусмотренным ГПК, с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а так­же прокурора (п. 1 ст. 125 СК; ст. 263 4 ГПК).

* СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4134.

** Российская газета. 1996. 28 авг.

Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, же­лающего усыновить ребенка. Это означает, что никто не мо­жет быть принужден к усыновлению детей вопреки своей воле.

Волеизъявление лиц (лица), желающих усыновить ребен­ка, должно быть выражено в письменном заявлении об уста­новлении усыновления ребенка, которое согласно ст. 263 1 ГПК (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 90-ФЗ) пода­ется гражданами РФ, желающими усыновить ребенка, в рай­онный суд по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка, то есть подсудность дел об установлении усыновле­ния определяется исходя из интересов усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 263 2 ГПК в заявлении обязательно долж­ны быть указаны: фамилия, имя, отчество усыновителей (усы­новителя), место их жительства; фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства (нахождения), сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличие у него братьев и сестер; обстоятельства, обосновыва­ющие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства; просьба об изменении фамилии, имени, отче­ства усыновляемого ребенка, даты его рождения (при усынов­лении ребенка в возрасте до года), места рождения усынов­ляемого ребенка, о записи усыновителей (усыновителя) в акто­вой записи о рождении ребенка в качестве родителей (родите­ля) — при желании усыновителей (усыновителя) внести соот­ветствующие изменения в актовую запись о рождении ребенка.

Обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об установлении усыновления ребенка, могут заключаться в утрате этим ребенком родительского попече­ния. К доказательствам, подтверждающим эти обстоятельства, могут быть отнесены следующие документы: свидетельство о смерти родителя (родителей); копия решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признаний родите­лей недееспособными, безвестно отсутствующими или умер­шими; акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут; а также другие документы, подтверждающие утрату ребенком родительского попечения.

Усыновление ребенка гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами закон допускает при соблюдении ряда требований, направленных на выявление возможности заявителей (заявителя) быть усыновителями (усыновителем). Поэтому к заявлению об установлении усыновления лица, же­лающие усыновить ребенка, согласно 263 2 ГПК должны при­ложить следующие документы: копия свидетельства о рожде­нии усыновителя — при усыновлении ребенка лицом, не со­стоящим в браке; копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; при усыновлении ребенка одним из суп­ругов — согласие другого супруга или документ, подтвержда­ющий, что супруги прекратили семейные отношения, не про­живают совместно более года и место жительства другого суп­руга неизвестно (при невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты); медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновите­ля) * ; справка с места работы о занимаемой должности и зара­ботной плате либо копия декларации о доходах или иной до­кумент о доходах; документ, подтверждающий право пользо­вания жилым помещением или право собственности на жилое помещение. Эти документы подтверждают право заявителей быть усыновителями ребенка и требуются для правильного решения судом вопроса о том, может ли заявитель быть усы­новителем данного ребенка.

* Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить (уч. ф. № 164/у-96), утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или прием­ными родителями» // БНА. 1996. № 8.

При усыновлении ребенка, являющегося гражданином РФ, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства требуется представление таких же документов, а также дополнительно заключение компетентного органа го­сударства, гражданами которого являются усыновители (при усыновлении ребенка лицами без гражданства — государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства), об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; раз­решение компетентного органа соответствующего государства, в ведении которого находятся вопросы иммиграции и натура­лизации, на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на его территории (п. 7 ч. 2 ст. 263 2 ГПК). Однако в соответствии с ч. 2 ст. 263 1 ГПК (в ред. Федерального закона от 25 июня 1998 г. № 90-ФЗ) граждане РФ, постоянно проживаю­щие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являю­щегося гражданином РФ, подают заявление об установлении усыновления ребенка не в районный суд, а соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд горо­да федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа по месту жительства (нахождения) усы­новляемого ребенка.

В случае усыновления на территории Российской Федера­ции гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, при обращении в суд с заявлением необходимо представить все документы, требующиеся для ус­тановления усыновления ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, а также дополнительно согласие за­конного представителя ребенка и компетентного органа госу­дарства, гражданином которого он является, и согласие самого ребенка на усыновление, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства и (или) международ­ным договором Российской Федерации (п. 8 ч. 2 ст. 263 2 ГПК).

Документы, выданные за границей и представленные зая­вителями в суд, требуют консульской легализации, если толь­ко иное не предусмотрено международным договором, участ­ницей которого является Российская Федерация. Документы должны быть переведены на русский язык. Перевод нотариаль­но удостоверяется в консульском учреждении Российской Фе­дерации в стране проживания лица, желающего усыновить ре­бенка, либо нотариусом на территории Российской Федерации.

При подаче в суд заявлений об установлении усыновления (удочерения) ребенка граждане освобождаются от уплаты су­дебных расходов в доход государства (п. 91 ст. 80 ГПК и пп. 28 п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине).

После принятия заявления об установлении усыновления ребенка судья в ходе подготовки дела к судебному разбира­тельству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усынов­ления интересам ребенка (п. 2 ст. 125 СК в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ; ст. 263 3 ГПК). Такое заклю­чение дается по результатам проведенного органом опеки и попечительства обследования, в ходе которого должны выяс­няться мотивы усыновления детей, имеющих родителей, при­чину дачи родителями согласия на усыновление, возможность передачи детей на воспитание усыновителям с учетом индиви­дуальных особенностей последних (дедушке и бабушке; семь­ям, имеющим своих детей; родственникам, ранее не осуще­ствлявшим воспитание и содержание усыновляемого и не про­являвшим заботы о нем и т. п.). При обследовании устанавлива­ются условия жизни усыновителей и родителей, целесообраз­ность передачи ребенка от родителей в другую семью с учетом возможного улучшения условий жизни и воспитания усынов­ляемого, а также необходимость прекращения правоотноше­ний усыновленного не только с родителями, но и с братьями, сестрами, другими родственниками по восходящей и нисходя­щей линии. К заключению органа опеки и попечительства о соответствии усыновления интересам ребенка обязательно дол­жны быть приложены: акт обследования условий жизни усы­новителей (усыновителя), составленный органом опеки и попе­чительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя) (иностранные граждане сами представляют в суд заключение об условиях их жизни, которое составляет компетентный госу­дарственный орган); свидетельство о рождении усыновляемо­го ребенка; медицинское заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии усыновляемого ребенка; согласие усыновляемого ребенка, достигшего возраста десяти лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновите­ля) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с законом не требуется); согла­сие родителей ребенка на его усыновление (при усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возра­ста шестнадцати лет, — также согласие их законных предста­вителей, а при их отсутствии — согласие органа опеки и попе­чительства) или документ, подтверждающий наличие одного из обстоятельств, при которых в соответствии со статьей 130 СК усыновление ребенка допускается без согласия его родителей); согласие на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в кото­ром находится ребенок, оставшийся без попечения родителей.

В заключении органа опеки и попечительства об обосно­ванности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка обязательно должны быть указаны сведения о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усы­новляемым ребенком (п. 2 ст. 125 СК в ред. Федерального закона от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ).

В Москве такое заключение представляется в суд Коми­тетом образования * .

* См.: п. 1.2. распоряжения мэра Москвы от 19 сентября 1996 г. № 318/1-РМ «О делегировании полномочий по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»// Вестник мэрии Москвы. 1996. №22.

Представление медицинского заключения о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка обус­ловлено необходимостью обеспечить дополнительные гаран­тии соблюдения как интересов усыновляемого ребенка при наличии у него заболевания или каких-либо недостатков в развитии, так и самих усыновителей. Порядок подготовки ме­дицинского заключения экспертной медицинской комиссией органа управления здравоохранением субъекта РФ регламен­тируется Приказом Министерства здравоохранения и меди­цинской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369/641 «О медицинском освидетель­ствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» * . Как правило, такое заключение должно составляться экспертной медицинской комиссией на основании данных осмотров вра­чей: педиатра, невропатолога, хирурга (ортопеда-травмато­лога), офтальмолога, отоларинголога, логопеда, а для детей от трех лет и старше — учителя-дефектолога. По показаниям ребенок обследуется и другими специалистами. Это заключе­ние заверяется руководителем воспитательного учреждения, где ребенок содержится. При наличии у ребенка заболевания, недостатков в физическом или умственном развитии админи­страция воспитательного учреждения предупреждает об этом кандидатов в усыновители под расписку. Разъяснение о ха­рактере заболевания ребенка, его возможных последствиях может быть проведено главным врачом родильного дома (от­деления), дома ребенка, лечебного стационара, директором детского дома, школы-интерната, совместно с врачом-педи­атром. В личном деле ребенка, как правило, отмечается, что усыновитель предупрежден о недуге ребенка и его послед­ствиях.

* Регистрационный номер Министерства юстиции РФ № 1045 от 5 марта 1996г.

Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка доставляется по специально установленной форме * . Ознаком­ление с заключением позволяет суду взвешенно и ответствен­но решить вопрос об усыновлении ребенка с имеющимися от­клонениями интеллектуального, физического и любого иного характера.

* Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения и медицин­ской промышленности РФ и Министерства образования РФ от 25 декабря 1995 г. № 369/641.

При усыновлении ребенка гражданами Российской Феде­рации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами или лица­ми без гражданства, не являющимися родственниками ребен­ка, необходим документ, подтверждающий наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным банком данных о детях, остав­шихся без попечения родителей, — документ, подтверждаю­щий нахождение усыновляемого ребенка на централизованном учете), а также документы, подтверждающие невозможность его передачи на воспитание в семьи граждан Российской Фе­дерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам ребенка неза­висимо от гражданства и места жительства этих родственни­ков. Этот документ в суд представляет орган опеки и попечи­тельства по месту жительства или нахождения ребенка.

При необходимости суд может затребовать и иные сведе­ния как от органа опеки и попечительства, так и от заявителей (ст. 263 3 ГПК).

Дела об установлении усыновления ребенка рассматрива­ются единолично судьей в закрытом судебном заседании с обя­зательным личным участием самих усыновителей (усыновите­ля), представителя органа опеки и попечительства, а также прокурора (п.1 ст. 125 СК; ст. 263 4 ГПК). Причем, как отмечено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9, невыполнение судом этих требований закона мо­жет явиться основанием к отмене решения, если это наруше­ние привело либо могло привести к неправильному разреше­нию вопроса об усыновлении. Согласно п. 3 ст. 126 1 СК обяза­тельное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновремен­но своего представителя (представитель — это лицо, юриди­ческими действиями которого приобретаются, изменяются или прекращаются права и обязанности у представляемого), права и обязанности которого устанавливаются гражданским и граж­данским процессуальным законодательством (ст. 182 ГК; ст. 43- 48 ГПК). При этом следует иметь в виду, что наличие у заяви­теля представителя, надлежащим образом уполномоченного на ведение дела в суде, не освобождает лицо (лиц), желающее усыновить ребенка, от обязанности явиться в суд. Представи­тели по делам данной категории вправе без личного участия доверителя (то есть усыновителя, усыновителей) производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности, собрать и представить необходимые доказательства, при под­готовке дела к судебному разбирательству давать судье пояс­нения по существу заявления, по требованию судьи представ­лять дополнительные доказательства, поставить вопрос об ока­зании помощи в истребовании письменных и вещественных до­казательств и т. п.*. Лица (лицо), желающие усыновить ребен­ка, имеют право в процессе усыновления в необходимых слу­чаях пользоваться услугами переводчика.

* См.: п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9.

Для того чтобы вопрос об усыновлении был решен макси­мально с учетом интересов ребенка, суд может привлечь к участию в деле родителей (родителя) усыновляемого ребенка, его родственников, представителей учреждения, в котором на­ходится ребенок, оставшийся без попечения родителей, и дру­гих заинтересованных лиц, а также самого ребенка, достиг­шего возраста десяти лет. Решая вопрос о необходимости вы­зова в судебное заседание несовершеннолетнего, судье целе­сообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства с тем, чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия * .

* См.: п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9.

Лица, участвующие в деле об установлении усыновления (заявители, прокурор, орган опеки и попечительства и другие заинтересованные лица), наделяются соответствующими про­цессуальными правами и обязанностями (ст. 30 ГПК).

В том случае, если при рассмотрении дела об установлении усыновления суд обнаружит в действиях стороны, должностно­го или иного лица признаки преступлений, предусмотренных главой 20 УК «Преступления против семьи и несовершеннолет­них», он, исходя из ч. 3 ст. 225 ГПК, должен сообщить об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела * .

* См.: п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9.

Порядок принятия судом решения суда по заявлению об установлении усыновления ребенка регламентируется ст. 263 5 ГПК. Суд, рассмотрев дело об усыновлении по существу, вы­носит решение об удовлетворении заявления или об отказе в его удовлетворении полностью или только в части удовлетво­рения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в ка­честве родителей в актовой записи о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.

При удовлетворении судом заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усынов­ленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК; ч. 2 ст. 263 5 ГПК). Здесь важно также иметь в виду, что усыновление ребенка осуществляется не на какой-то опреде­ленный отрезок времени, а навсегда. В последующем оно мо­жет быть отменено только судом при наличии предусмотрен­ных законом оснований.

Копия решения суда, которым установлено усыновление ребенка, направляется судом в течение трех дней со дня вступ­ления решения суда в законную силу в орган загса по месту вы­несения решения для государственной регистрации усыновления ребенка (п. 3 ст. 125 СК; ч. 3 ст. 263 5 ГПК), которая является обязательной и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления рег­ламентируется гл. V (ст. 39-47) Закона об актах гражданского состояния. Орган загса обязан зарегистрировать усыновление на основании решения суда об установлении усыновления ре­бенка. Государственная регистрация усыновления ребенка про­изводится органом загса по заявлению усыновителей (усыно­вителя) по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка или по месту жительства усыновителей (усыновителя). Заявление о государственной регистрации усы­новления ребенка может быть сделано устно или в письменной форме. Одновременно с заявлением должно быть представле­но решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личность усынови­телей (усыновителя). Усыновители (усыновитель) имеют право уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявле­ние о государственной регистрации усыновления ребенка. Если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали заяв­ление о государственной регистрации усыновления, то усы­новление ребенка регистрируется органом загса на основании поступившего решения суда об установлении усыновления ре­бенка. По результатам государственной регистрации усынов­ления ребенка составляется запись акта об усыновлении, на основании которой орган загса вносит необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка, или составляется новая за­пись акта о рождении ребенка в порядке, установленном зако­ном (ст. 44 Закона об актах гражданского состояния). Усынови­телям на основании измененной или вновь составленной в свя­зи с усыновлением записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка, а прежнее свидетельство аннулируется в установленном поряд­ке. Усыновителям выдается также и свидетельство об усынов­лении ребенка. Таким образом, государственная регистрация усыновления с оформлением соответствующих документов имеет важное значение не только для защиты прав усыновленных, но и для обеспечения установленной законом тайны усыновле­ния (ст. 139 СК).

При наличии исключительных обстоятельств, вследствие которых замедление в исполнении решения об усыновлении может привести к невозможности самого исполнения, суд, ис­ходя из п. 3 ст. 211 ГПК, вправе по просьбе заявителя или по своей инициативе обратить решение к немедленному исполне­нию (то есть до вступления его в законную силу), указав при­чины, по которым он пришел к выводу о необходимости при­менения названной выше нормы (например, требуется срочная госпитализация усыновленного для проведения курса лечения и (или) оперативного вмешательства и промедление ставит под угрозу жизнь и здоровье ребенка) * .

* См.: п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9.

Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка. При решении дела об установлении усыновления ребенка суд наря­ду с требованиями заявителей об усыновлении ребенка разре­шает и другие просьбы заявителей: а) об изменении имени, отчества и фамилии ребенка (ст. 134 СК); б) об изменении даты и места рождения усыновленного ребенка (ст. 135 СК); в) о записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителей усы­новленного ребенка (ст. 136 СК). Кроме того, по просьбе заин­тересованных лиц суд рассматривает вопросы о сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из ро­дителей усыновленного ребенка или родственников его умершего родителя — то есть дедушки и бабушки (п. 3-4 ст. 137 СК).

В соответствии с п. 1 ст. 134 СК за усыновленным ребен­ком сохраняются его имя, отчество и фамилия. Отсюда следу­ет, что установление усыновления судом не влечет обязатель­ное изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ре­бенка. При этом правовое положение усыновленного ребенка, сохранившего свою фамилию, имя, отчество, не отличается от правового положения усыновленного, которому присвоена фамилия усыновителя, изменены отчество или имя.

Вопрос об изменении ребенку имени, отчества и фамилии решается судом согласно п. 2 cm . 134 СК по просьбе усынови­телей при рассмотрении дела об установлении усыновления. Такая просьба усыновителей, как правило, вызвана их стрем­лением сохранить тайну усыновления и желанием, чтобы ре­бенок, который принимается в семью как родной, носил их фамилию, отчество по имени усыновителя и имя, выбранное усыновителями.

Изменение имени, отчества и фамилии усыновленного ре­бенка допускалось и ранее действовавшим законодательством (ст. 105 КоБС). Просьба усыновителей об изменении фамилии, имени, отчества усыновляемого ребенка должна быть указана в заявлении в суд об установлении усыновления ребенка (ст. 263 2 ГПК). Как следует из содержания п. 2 и 4 ст. 134 СК суд должен удовлетворить соответствующие просьбы усыновителей, если только против изменения фамилии, имени, отчества не возра­жает усыновляемый ребенок, достигший возраста десяти лет. Соблюдение требований закона о том, что изменение фамилии, имени и отчества усыновленного ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия, яв­ляется обязательным, за исключением случаев, предусмотрен­ных п. 2 ст. 132 СК (то есть когда ребенок живет, воспитывается в семье усыновителей и считает их своими родителями).

По просьбе усыновителя усыновленному ребенку присва­иваются фамилия усыновителя, а также указанное им имя. Отчество усыновленного ребенка определяется по имени усыновителя, если усыновитель мужчина, а при усыновлении ре­бенка женщиной — по имени лица, указанного ею в качестве отца усыновленного ребенка.

В том случае, если фамилии супругов-усыновителей раз­личные, то по соглашению супругов-усыновителей высказы­вается просьба о присвоении ребенку фамилии одного из них.

При усыновлении ребенка не состоящей в браке женщиной по ее просьбе ребенку присваивается ее фамилия, а также выбранное имя (п. 3 ст. 134 СК). Сведения об отце ребенка (фа­милия, имя, отчество) записываются в книге записей рождения по указанию усыновительницы в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 51 СК, то есть фамилия отца указывается по фамилии усы­новительницы, а имя и отчество отца — по ее выбору. Такое же право п. 3 ст. 134 СК предоставлено одинокому мужчине при усыновлении им ребенка, то есть фамилия, имя и отчество матери усыновленного ребенка записываются в книге записей рождения со слов усыновителя. На наш взгляд, п. 3 ст. 134 СК не должен применяться, если при усыновлении ребенка одино­ким лицом по решению суда в соответствии с п. 3 ст. 137 СК сохранены неимущественные и имущественные права и обязан­ности по желанию отца (если усыновитель — женщина) или по желанию матери (если усыновитель — мужчина).

Согласно п. 5 ст. 134 СК о присвоении ребенку новых име­ни и фамилии, а также об изменении отчества усыновляемого указывается в решении суда об установлении усыновления, на основании которого в последующем производятся государствен­ная регистрация усыновления и необходимые актовые записи органом загса по месту вынесения судебного решения или по месту жительства усыновителей (усыновителя) (ст. 125 СК; ст. 40 Закона об актах гражданского состояния). На основании решения суда об установлении усыновления ребенка составля­ется запись акта об усыновлении и усыновителям выдается сви­детельство об усыновлении (ст. 40-44 Закона об актах граж­данского состояния). Поэтому в резолютивной части решения об усыновлении указывается не только об удовлетворении тре­бования об усыновлении ребенка заявителем, но и о необходи­мости внести соответствующие изменения в актовую запись, в том числе об изменении фамилии, имени, отчества ребенка, если этот вопрос был положительно разрешен судом по просьбе заявителя * .

* См.: п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля 1997 г. № 9.

На основании записи акта об усыновлении орган загса вно­сит соответствующие изменения в запись акта о рождении усы­новленного ребенка, выдает усыновителям новое свидетель­ство о рождении усыновленного ребенка и направляет в орган загса по месту хранения второго экземпляра записи акта о рождении усыновленного ребенка извещение о внесении соот­ветствующих изменений. При этом ранее составленная запись акта о рождении и выданное свидетельство о рождении в целях обеспечения тайны усыновления аннулируются (ст. 44, 69-73, 75 Закона об актах гражданского состояния).

При перемене фамилии усыновителей (усыновителя) в дальнейшем изменение фамилии усыновленного ребенка мо­жет быть произведено только в установленном законом поряд­ке (ст. 59 СК) с последующим внесением изменений в запись акта об усыновлении и в запись акта о рождении усыновленного.

По просьбе усыновителя может быть изменена дата рож­дения усыновленного ребенка, но не более чем на три месяца (п. 1 ст. 135 СК), тогда как прежде этот срок составлял шесть месяцев (ч. 2 ст. 110 КоБС). Таким образом, время рождения усыновленного ребенка может быть указано ранее или позднее его действительного рождения, но в пределах трехмесячного срока.

Изменение даты рождения ребенка согласно п. 1 ст. 135 СК производится только: а) в целях обеспечения тайны усы­новления; б) при усыновлении ребенка в возрасте до одного года. В частности, возраст усыновляемого ребенка может быть изменен: в случае имитации усыновительницей беременности; при наличии в семье ребенка, возраст которого отличается от возраста усыновленного менее чем на девять-десять месяцев; при желании сохранить дату рождения умершего кровного ребенка путем изменения даты рождения усыновленного ре­бенка в пределах установленного трехмесячного срока.

В целях обеспечения тайны усыновления может быть из­менено и место рождения усыновленного ребенка (п. 1 ст. 135 СК). В отдельных случаях это позволяет скрыть факт усынов­ления, поскольку фактическое место рождения ребенка не всегда совпадает с местом жительства усыновителей. Более того, оно может находиться там, где усыновители не только никогда не были, но и не могли быть, что может отрицательно повли­ять на обеспечение тайны усыновления.

Просьба усыновителей об изменении даты и места рожде­ния усыновляемого ребенка должна быть указана в заявлении в суд об установлении усыновления ребенка (п. 4 ч. 1 ст. 263 2 ГПК).

При вынесении решения об установлении усыновления суд одновременно должен принять положительное или отрицатель­ное решение по просьбе усыновителей (усыновителя) об изме­нении даты и места рождения ребенка (п. 2 ст. 135 СК), о чем указывается в резолютивной части решения об усыновлении.

На основании выписки из решения суда об установлении усыновления ребенка и соответственно об изменении даты и (или) места рождения усыновленного ребенка орган загса вно­сит необходимые изменения в актовую запись о рождении ре­бенка и выдает новое свидетельство о его рождении.

Усыновители, по их просьбе, могут быть записаны в книге записей рождений в качестве родителей усыновленного ими ребенка (п. 1 ст. 136 СК). Данная норма направлена прежде все­го на обеспечение тайны усыновления, а, кроме того, на мак­симальное уравнивание статуса усыновленных детей с родны­ми детьми усыновителей и на укрепление семьи в целом.

Решение о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка принимается судом исходя из интере­сов ребенка и конкретных обстоятельств дела. При этом следу­ет иметь в виду, что принятие такого решения является пра­вом, но не обязанностью суда. В отдельных случаях судом мо­жет быть отказано усыновителям в такой просьбе. Основания принятия судом отрицательного решения по ходатайству усы­новителей о записи их в качестве родителей ребенка законом не определены и могут выражаться в самых различных обсто­ятельствах (например: усыновленный ребенок знает о том, что усыновители не являются его родителями, и в интересах ре­бенка, по мнению суда, следует сохранить данные о его роди­телях.). Однако на практике подобные просьбы чаще всего удовлетворяются, так как запись усыновителей в качестве ро­дителей усыновленного позволяет обеспечить как тайну усы­новления, так и формирование полноценных нормальных се­мейных отношений между усыновителями и усыновленным ре­бенком.

Указанная в п. 1 ст. 136 СК норма о записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка распространяет­ся на все категории усыновителей, в том числе состоящих в родственных отношениях с усыновляемым ребенком. Таким об­разом, не исключены ситуации, когда о записи в качестве родителя усыновляемого просит усыновитель, состоящий в кровном родстве с его отцом или матерью (дедушка, бабушка, тетя, дядя и т. д.). Закон не запрещает усыновление ребенка его родственниками, в том числе близкими, а значит, они впра­ве просить суд о записи их в качестве родителей ребенка.

Следует иметь в виду, что при желании усыновителей (усы­новителя) быть записанными в качестве родителей ребенка и внесения соответствующего изменения в актовую запись о рож­дении ребенка им необходимо изложить просьбу об этом в за­явлении в суд об установлении усыновления ребенка (п. 4 ч. 1 ст. 263 2 ГПК).

Для совершения записи усыновителей в книге записей рож­дений в качестве родителей усыновленного ребенка, достиг­шего десятилетнего возраста, обязательным является согла­сие ребенка (ст. 57 и п. 2 ст. 136 СК). Поэтому к представляемо­му в суд заключению органа опеки и попечительства должно быть приложено согласие усыновляемого ребенка, достигше­го возраста десяти лет, на запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (п. 4 ч. 2 ст. 263 3 ГПК). На практике не исключены случаи, когда усыновляемый ребенок может воз­ражать против такой записи из желания сохранить память о родителях. Отношение ребенка к просьбе усыновителей может не выясняться только тогда, когда усыновление производится в порядке исключения без получения согласия усыновляемого ребенка, то есть в том случае, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителей (усыно­вителя) и считает их (его) своими родителями (родителем).

Решение суда об удовлетворении просьбы усыновителей о записи их в качестве родителей усыновленного ребенка в кни­ге записей рождений или об отказе в удовлетворении такой просьбы принимается одновременно с решением об установле­нии усыновления (п. 3 ст. 136 СК; ст. 263 5 ГПК). В резолютив­ной части решения об усыновлении обязательно указывается о необходимости записи усыновителя (усыновителей) в качестве родителя в книге записей рождений, если этот вопрос был по­ложительно разрешен судом по просьбе заявителя.

На основании решения суда об установлении усыновления ребенка и соответственно записи усыновителей в качестве ро­дителей усыновленного ребенка орган загса вносит необходи­мые изменения в актовую запись о рождении ребенка (п. 2 ст. 42, ст. 44-45 Закона об актах гражданского состояния).

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

24 апреля 2008 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ

11 апреля 2008 года

16 апреля 2008 года

Список изменяющих документов

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Федеральный Закон о Государственном Банке Данных о детях, оставшихся без попечения родителей

16 апреля 2001 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ ДАННЫХ О ДЕТЯХ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

15 марта 2001 года

4 апреля 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ ,

от 30.12.2008 N 313-ФЗ , от 11.07.2011 N 200-ФЗ ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ , от 03.12.2011 N 378-ФЗ ,

от 07.05.2013 N 99-ФЗ , от 02.07.2013 N 167-ФЗ ,

от 08.03.2015 N 23-ФЗ )

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — государственный банк данных о детях), — совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

региональный банк данных о детях — часть государственного банка данных о детях, содержащая информацию первичного учета и документированную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории одного из субъектов Российской Федерации и не устроенных органами опеки и попечительства на воспитание в семьи по месту фактического нахождения таких детей, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

федеральный банк данных о детях — часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

федеральный оператор государственного банка данных о детях (далее — федеральный оператор) — федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации;

региональный оператор государственного банка данных о детях (далее — региональный оператор) — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организует устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи;

граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, — граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, принять их под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство о государственном банке данных о детях

Законодательство о государственном банке данных о детях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, федеральных законов в области персональных данных, информации, информационных технологий и защиты информации и состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ , от 07.05.2013 N 99-ФЗ )

Статья 3. Цели формирования и использования государственного банка данных о детях

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях являются:

осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной и достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей;

осуществление учета граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Статья 4. Обязательные требования к формированию и использованию государственного банка данных о детях

1. Обязательными требованиями к формированию и использованию государственного банка данных о детях являются:

стандартизация документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и ее программно-технического обеспечения (в том числе унификация процессов ввода, обработки, хранения, восстановления, дублирования и предоставления указанной информации) в целях создания единой коммуникационной среды региональных банков данных о детях и федерального банка данных о детях;

использование информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, исключительно для целей формирования и использования государственного банка данных о детях;

полнота и достоверность документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;

обеспечение безопасности документированной информации при ее обработке, в том числе принятие необходимых правовых, организационных и технических мер для защиты документированной информации от неправомерного или случайного доступа к ней, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий в отношении документированной информации.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

2. Государственный банк данных о детях формируется как государственные информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

3. Государственная регистрация банка данных о детях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

ДАННЫХ О ДЕТЯХ

Статья 5. Обязательное предоставление сведений для формирования государственного банка данных о детях

1. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставлять региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, в сроки, установленные статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Для формирования федерального банка данных о детях региональные операторы обязаны предоставлять федеральному оператору сведения о детях, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

3. Органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, предоставляющие в обязательном порядке сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, для формирования государственного банка данных о детях, не утрачивают свои права на использование таких сведений.

Предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности по устройству или организации устройства таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

4. Гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному оператору или федеральному оператору.

Статья 6. Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей

1. Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей (анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее — анкета ребенка), создается в целях, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

2. В анкету ребенка включается следующая информация:

1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2) приметы ребенка, оставшегося без попечения родителей (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3) состояние здоровья ребенка, оставшегося без попечения родителей, его физическое и умственное развитие;

4) особенности характера ребенка, оставшегося без попечения родителей (общительный, замкнутый и другие особенности);

5) этническое происхождение ребенка, оставшегося без попечения родителей;

6) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;

7) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре (при возможности указания такой информации), состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место пребывания родителей либо единственного родителя ребенка, оставшегося без попечения родителей;

8) фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья (при наличии документального подтверждения такой информации), место жительства и (или) место нахождения несовершеннолетних братьев и сестер ребенка, оставшегося без попечения родителей;

9) фамилии, имена, отчества, даты рождения, место жительства и (или) место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, оставшегося без попечения родителей, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи;

10) возможные формы устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

11) информация о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором соответственно по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации;

12) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Статья 7. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

1. Документированная информация о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью (анкета гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью (далее — анкета гражданина), создается в целях учета сведений о таких гражданах в государственном банке данных о детях, обеспечения доступа таких граждан к содержащейся в региональном банке данных о детях и федеральном банке данных о детях документированной информации одетях, оставшихся без попечения родителей, а также оказания органами опеки и попечительства содействия таким гражданам в выборе детей, которых гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

Перед документированием информации о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, региональный оператор или федеральный оператор обязан ознакомить данного гражданина с перечнем документированной информации о нем, основаниями и целями документирования этой информации, порядком ее использования, порядком прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Региональный оператор или федеральный оператор в течение трех дней со дня получения сведений о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, размещает документированную информацию об указанном гражданине в соответствующем банке данных.

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

3. В анкету гражданина включается следующая информация:

1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

2) реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка (в отношении гражданина Российской Федерации, постоянно проживающего за пределами Российской Федерации, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, — законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства);

3) информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью;

3.1) информация об избранной гражданином, желающим принять детей на воспитание в свою семью, форме устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей;

(пп. 3.1 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

4) информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилии, имени, отчества указанного ребенка;

5) информация о принятом гражданином решении о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

6) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях.

Статья 8. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

1. Анкета ребенка и анкета гражданина относятся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации к конфиденциальной информации. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, определяется статьей 11 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

2. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается.

При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников.

К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.

Статья 9. Прекращение учета сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в государственном банке данных о детях

1. Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях является:

устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

достижение ребенком, оставшимся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретение таким ребенком полной дееспособности до достижения им совершеннолетия;

смерть ребенка, оставшегося без попечения родителей.

2. Основанием прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях является:

принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью, за исключением случаев, если гражданин желает принять на воспитание в свою семью нескольких детей (до момента истечения срока действия заключения органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем);

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью;

смерть гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью.

Глава III. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА

ДАННЫХ О ДЕТЯХ

Статья 10. Порядок использования государственного банка данных о детях

1. Доступ к информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, обеспечивается региональными операторами и федеральным оператором посредством опубликования в средствах массовой информации или распространения иным способом сведений о своей деятельности (местонахождении, порядке и режиме работы, перечне предоставляемых услуг и другой информации).

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

2. Граждане, желающие принять детей на воспитание в свои семьи, вправе обратиться за информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, к любому региональному оператору или федеральному оператору по своему выбору.

3. Обязательными условиями получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях являются подача в письменной форме заявления гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, с просьбой ознакомить его с соответствующей информацией и соблюдение им порядка доступа к конфиденциальной информации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона.

4. Региональный оператор или федеральный оператор не позднее чем через десять дней со дня получения указанного в пункте 3 настоящей статьи заявления обязан рассмотреть его по существу и предоставить гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, запрашиваемую им документированную информацию или дать мотивированный отказ в письменной форме в ее предоставлении.

Такой отказ должен содержать основания, по которым запрашиваемая документированная информация не может быть предоставлена, дату принятия решения о таком отказе, а также порядок обжалования такого решения.

5. При обращениях граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к региональному оператору или федеральному оператору они обязаны предоставлять таким гражданам по их просьбам информацию о нормативных правовых актах, регулирующих условия и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, а также справочные, консультативные и иные материалы, которые могут оказать помощь таким гражданам при решении вопросов о приеме детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи.

6. Органы опеки и попечительства, региональные операторы и федеральный оператор осуществляют пользование региональными банками данных о детях и федеральным банком данных о детях посредством обмена служебной информацией.

В процессе такого обмена региональные операторы и федеральный оператор обязаны обеспечить защиту конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, во избежание несанкционированного доступа к ней, а равно ее случайного или несанкционированного изменения, уничтожения или утраты.

Каждый случай обмена указанной конфиденциальной информацией подлежит обязательной регистрации.

7. Использование государственного банка данных о детях осуществляется бесплатно.

Статья 11. Порядок доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи

1. Доступ граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Доступ указанных граждан к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с учетом возможных форм устройства детей на воспитание в семьи.

2. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить (удочерить) ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации только о тех оставшихся без попечения родителей детях, в отношении которых возникли установленные Семейным кодексом Российской Федерации основания усыновления (удочерения) указанными гражданами и лицами, при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

3. Право на доступ к конфиденциальной информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, и право на внесение в нее необходимых изменений и дополнений имеют только те граждане и лица, конфиденциальная информация о которых документирована.

4. Региональные операторы и федеральный оператор обязаны предоставлять конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в суд, органы прокуратуры, органы дознания или следствия, органы опеки и попечительства, Правительство Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка либо уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации по их запросам.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2011 N 378-ФЗ , от 02.07.2013 N 167-ФЗ )

Статья 12. Порядок предоставления гражданам конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей

1. Конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется в письменной форме лично гражданину, о котором имеется соответствующая документированная информация в государственном банке данных о детях, для ознакомления в срок, установленный статьей 10 настоящего Федерального закона.

Указанная конфиденциальная информация предоставляется гражданину по его просьбе обо всех оставшихся без попечения родителей детях, документированная информация о которых содержится в региональном банке данных о детях или федеральном банке данных о детях и соответствует информации о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью.

В случае, если несколько граждан указали одинаковую информацию о детях, которых желали бы принять на воспитание в свои семьи, приоритет в получении соответствующей конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, имеет гражданин, срок учета сведений о котором в государственном банке данных о детях установлен ранее, чем о других указанных гражданах.

2. При выборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается региональным оператором или федеральным оператором направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. О выданном направлении в анкете ребенка и анкете гражданина делаются соответствующие отметки.

3. В случае, если в региональном банке данных о детях или федеральном банке данных о детях отсутствует запрашиваемая гражданином, желающим принять ребенка на воспитание в свою семью, конфиденциальная информация, соответствующая информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, на основании заявления в письменной форме данного гражданина продолжается поиск ребенка, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью, или прекращается учет сведений о таком гражданине в государственном банке данных о детях.

Уведомление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о результатах поиска указанного ребенка должно проводиться региональным оператором или федеральным оператором в каждом случае поступления новых сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (при их соответствии информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи), но не реже чем один раз в месяц.

Статья 13. Защита права граждан на получение информации

Необоснованный отказ в доступе к информации, содержащейся в государственном банке данных о детях, предоставление заведомо недостоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, сокрытие такой информации и другие неправомерные действия, нарушающие право граждан на получение указанной информации или создающие препятствия к осуществлению такого права, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ , от 08.03.2015 N 23-ФЗ )

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок хранения таких документов, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ , от 02.07.2013 N 167-ФЗ )

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.

2. До вступления в силу настоящего Федерального закона централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия настоящего Федерального закона:

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом;

издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.