Ч 2 ст 202 коап

Статья 202. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Комментарий к статье 202 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особенности правового регулирования рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и субъектный состав рассматриваемых правоотношений (лиц, привлекаемых арбитражным судом к административной ответственности, а также лиц, которые вправе обращаться в суд с требованиями о привлечении лиц к административной ответственности). Под федеральным законом об административных правонарушениях понимается КоАП. Важное значение для разъяснения отдельных норм действующего в этой сфере процессуального законодательства имеют Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» .

Вестник ВАС РФ. 2004. N 8.

2. К особенностям, установленным КоАП в рассматриваемой сфере, относятся:

определение подведомственности дел арбитражным судам;

виды наказаний, которые применяются исключительно судом (возмездное изъятие, конфискация и др.);

срок давности привлечения к административной ответственности;

отдельные принципы производства по делам об административных правонарушениях (например, принцип гласности);

состав участников производства по делам об административных правонарушениях;

специфика доказательств и доказывания по данной категории дел; и др.

Данные нормы объединены в основном в разд. IV КоАП «Производство по делам об административных правонарушениях».

В то же время при определении приоритета применяемого процессуального акта следует руководствоваться п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», согласно которому в случаях, когда в гл. 25 Кодекса содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ).

3. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях (предусмотренных ст. ст. 6.14, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, ч. 2 ст. 17.14, ч. 6 ст. 19.5, ч. ч. 1 и 2 ст. 19.19 этого же Кодекса), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 28.3 КоАП, определяющей должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, уполномоченные лица должны действовать в пределах компетенции и рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23. Кроме того, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора.

Относительно права прокурора на обращение в суд с вышеназванным заявлением дается разъяснение в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2, согласно которому при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство по делу об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 КоАП, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ. При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

4. Определяя подведомственность арбитражному суду дел об административной ответственности с целью отграничения их от дел, подведомственных судам общей юрисдикции, необходимо руководствоваться п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11, согласно которому «при применении статьи 29 АПК необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда». В соответствии с п. 2 данного Постановления «при принятии исковых и иных заявлений и рассмотрении дел необходимо исходить из того, что арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, а также все дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных лиц, дела об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение таких решений, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности».

Статья 202 УК РФ. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (действующая редакция)

1. Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного лица, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 УК РФ

1. Объективная сторона преступления включает:

1) совершение действий (бездействия) вопреки задачам нотариальной или аудиторской деятельности;

2) причинение существенного вреда субъектам права;

3) причинную связь между действиями и вредными последствиями — существенным вредом.

2. Задачей нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1). Законодательством РФ установлен порядок совершения этих действий.

3. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций или граждан-предпринимателей и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ (ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

4. Злоупотребление полномочиями предполагает выполнение любых незаконных действий, в том числе нотариальных, при отсутствии установленных в нормативных актах оснований (условий).

5. Круг основных правомочий, которые вправе совершать частные нотариусы, очерчен в ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате.

Полномочия аудитора — это полномочия по осуществлению независимых обязательных или инициативных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и т.д. (составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности, оказание помощи в проведении приватизации).

6. Существенность причиненного вреда не имеет установленных законом критериев и каждый раз должна мотивироваться в процессуальных документах. Применительно к деятельности нотариуса вред может выражаться в утрате имущественных или жилищных прав, заключении незаконных сделок, утрате доказательств, подрыве деловой репутации и т.п., а применительно к деятельности аудитора — в крупных убытках субъекта предпринимательской деятельности, сокрытии значительных нарушений порядка ведения бухгалтерской отчетности, незаконном привлечении к ответственности и т.п.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесение вреда другим лицам (например, путем необоснованного улучшения положения на рынке того или иного хозяйствующего субъекта, воспрепятствования осуществлению следственной и судебной деятельности).

8. Субъект преступления специальный — частный нотариус или частный аудитор. Частный нотариус — это лицо, наделенное в установленном порядке (ст. ст. 2, 12, 20 Основ законодательства РФ о нотариате) полномочиями нотариуса, не работающего в государственной нотариальной конторе.

Аудитор (индивидуальный аудитор) — это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций (ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Комментарий к СТ 202 АПК РФ

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности

Комментарий к статье 202 АПК РФ:

1. В силу ч. 1 ст. 202 и ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его гл. 25 и федеральном законе об административных правонарушениях.

Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения гл. 25 и иные нормы АПК РФ прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.

Это касается наименования категорий дел (§ 1 и 2 гл. 25 АПК РФ), оснований возбуждения производства по делам (ч. 2 ст. 202 и ч. 2 ст. 207 АПК РФ), наименования и содержания судебных актов суда первой инстанции (ст. ст. 206 и 211 АПК РФ), составления протокола судебного заседания (ст. 155 АПК РФ), сроков направления лицам, участвующим в деле, копий судебных актов (ч. 5 ст. 206 и ч. 6 ст. 211 АПК РФ).

В то же время при определении в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения ч. 1 ст. 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

См.: п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71), п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу. Вынесение указанного определения не является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении и влечет лишь прекращение рассмотрения заявления административного органа в арбитражном суде.

См.: п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

При решении вопросов подведомственности и порядка рассмотрения дел, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях, судам следует различать две категории дел: дела об административных правонарушениях (гл. 22 — 29 Кодекса) и дела, возбуждаемые по жалобам лиц, привлеченных к административной ответственности, на постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП).

Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим ч. 3 ст. 23.1 Кодекса. В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным указанными в ней статьями КоАП РФ, подведомственны арбитражным судам, если соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в том числе утратившими данный статус после совершения административного правонарушения.

При этом необходимо учитывать, что дело, указанное в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса, подведомственно арбитражному суду и в том случае, когда на основании ст. 28.7 КоАП по нему проводится административное расследование.

При определении подведомственности дел о привлечении к административной ответственности арбитражным судам следует учитывать, что положения абзаца третьего ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ применяются с учетом положений ч. ч. 1 и 2 указанной статьи.

Это означает, в частности, что рассмотрение дел о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение правонарушений, которые предусмотрены статьями (частями статей), перечисленными одновременно в ч. 2 и абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, осуществляется административными органами, если они не передали такие дела на рассмотрение в арбитражный суд, или арбитражным судом, если ему соответствующие дела переданы административными органами.

См.: п. п. 8, 9 и 9.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Дела, касающиеся привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение правонарушений, не связанных с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, неподведомственны арбитражным судам, но, поскольку стороны не ссылались на неподведомственность дела и были согласны на рассмотрение дела арбитражным судом, Президиум ВАС РФ признал рассмотрение дела арбитражным судом правомерным в целях правовой определенности и в связи с тем, что стороны не ссылались на неподведомственность дела и были согласны на рассмотрение дела арбитражным судом.

См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.04.2009 N 13798/08.

2. При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. ст. 28.4 и 28.8 КоАП, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

См.: п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 10.11.2011 N 71).

Статья 202 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

2. Производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях (далее в параграфе 1 главы 25 настоящего Кодекса — административные органы) и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности указанных в части 1 настоящей статьи лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 АПК РФ

1. В случаях, когда в главе 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности (в частности, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в статье 29.9 КоАП РФ).

2. Согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела: о нарушении порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ч. ч. 2 и 3 ст. 9.4 КоАП РФ); о нарушении установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию (ст. 9.5 КоАП РФ); о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ (ст. 9.5.1 КоАП РФ); об осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ); о незаконном использовании товарного знака (ст. 14.10 КоАП РФ); о незаконном получении кредита (ст. 14.11 КоАП РФ); о фиктивном или преднамеренном банкротстве (ст. 14.12 КоАП РФ); о неправомерных действиях при банкротстве (ст. 14.13 КоАП РФ); о воспрепятствовании должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации (ст. 14.14 КоАП РФ); о розничной продаже этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов, о поставке или розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) (ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ); о промышленном производстве этилового спирта в объемах, превышающих квоты, о закупке этилового спирта из сырья всех видов организацией, не имеющей квот на закупку этилового спирта, или в объемах, превышающих квоты, о промышленном производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17 КоАП РФ); об использовании этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18 КоАП РФ); об осуществлении дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23 КоАП РФ); о нарушении законодательства о лотереях (ст. 14.27 КоАП РФ); о непредставлении или несвоевременном представлении документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем (ст. 14.36 КоАП РФ); о нарушении требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ); о нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ); о недостоверном декларировании соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ); о нарушении порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ); о нарушении порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ); о нарушении правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ); о представлении недостоверных результатов исследований (испытаний) (ст. 14.48 КоАП РФ); о нарушении обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ); о неисполнении обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок (ст. 14.50 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат (ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ); о неисполнении банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, о неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований о списании с лицевого счета или счета депо должника и зачислении на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг при наличии ценных бумаг на соответствующем счете должника эмитентом, самостоятельно осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим учет прав на эмиссионные ценные бумаги, принадлежащие должнику (ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ); о невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о невыполнении изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации (ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ); о невыполнении требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ), совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Исходя из содержания ч. 2 ст. 28.3 и ст. 28.4 КоАП РФ, с требованием о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности в арбитражный суд вправе обратиться:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.14, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, 14.18, ст. ст. 14.23, 14.37, 14.43 (в части транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации), ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

2) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ;

3) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ, в случае если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, а также об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.23 КоАП РФ;

4) должностные лица таможенных органов — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.10, 14.50 КоАП РФ;

5) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

6) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

7) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

8) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

9) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за использованием и охраной водных объектов, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

10) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.43, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

11) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, — административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.5, ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

12) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43 и 14.49 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

13) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.44, 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

14) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

15) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43, 14.44, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

16) должностные лица органов, уполномоченных в области финансовых рынков, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.36 КоАП РФ;

17) должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.1, 14.10, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

18) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. ст. 14.18, 14.43 — 14.46 (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

19) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор, — административного правонарушения, предусмотренного ст. ст. 14.43 — 14.46, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

20) должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44, ч. ч. 6 и 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

21) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ;

22) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.27 КоАП РФ;

23) должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, — административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.5.1 КоАП РФ;

24) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа — административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ;

25) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.43, 14.44, 14.49, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.33 КоАП РФ;

26) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, — об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 14.47 и 14.48 КоАП РФ;

27) прокурор — административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24, ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

4. Прокурор не составляет протокола об административном правонарушении. По общему правилу он возбуждает дело об административном правонарушении путем вынесения соответствующего постановления. Данное решение принимается в случае обнаружения им (получения сообщения и т.п.) признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.24 либо ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении. После возбуждения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя дела об административном правонарушении (в связи с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности) прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности.

5. Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу. При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

6. Учитывая особенности рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, установленные главой 25 АПК РФ, в том числе сокращенные сроки их рассмотрения, предварительное судебное заседание по таким делам может не проводиться.

7. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 4, 52, 203, 206 АПК РФ.

Статья 202 ГК РФ. Приостановление течения срока исковой давности (действующая редакция)

1. Течение срока исковой давности приостанавливается:

1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);

2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, переведенных на военное положение;

3) в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий);

4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующих соответствующее отношение.

2. Течение срока исковой давности приостанавливается при условии, что указанные в пункте 1 настоящей статьи обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока исковой давности.

3. Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока — на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

4. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев, до срока исковой давности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 202 ГК РФ

1. Течение срока исковой давности приостанавливается:

1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила). Непреодолимая сила — обстоятельство, которое носит чрезвычайный характер и несвойственно нормальному течению отношений. Одним из основных признаков непреодолимой силы является неотвратимый характер, то есть человек не может повлиять на данное обстоятельство, изменить либо предотвратить его. К непреодолимой силе относятся такие явления природы, как землетрясения, наводнения, оползни и т.д.

Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств;

2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил РФ, переведенных на военное положение. Введение данного положения обусловлено тем, что в случае нахождения лица в Вооруженных Силах РФ, переведенных на военное положение, крайне затруднительной, а фактически и невозможной является защита нарушенных прав. Поэтому в данном случае течение срока исковой давности приостанавливается на период действия военного положения.

В том случае, если лицо было просто (без введения военного положения) призвано на службу в армию либо на военные сборы, срок исковой давности течет по общему правилу и не приостанавливается;

3) в силу установленной на основании закона Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств (мораторий). Мораторий представляет собой отсрочку исполнения обязательства, вызванную чрезвычайными обстоятельствами (военные действия, экономические реформы и т.д.). В отличие от непреодолимой силы мораторий вводится компетентным государственным органом — Правительством РФ путем издания соответствующего нормативно-правового акта. Таким образом, при введении моратория юридически приостанавливается исполнение обязательства, а следовательно, приостанавливается течение срока исковой давности по такому обязательству до момента снятия моратория;

4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующих соответствующее отношение. Как правило, приостановить действие закона или иного нормативно-правового акта может только орган, издавший этот акт. В этом случае срок исковой давности приостанавливается для обеих сторон.

Надо заметить, что под законом в контексте статьи понимаются ГК РФ и федеральные законы, принятые в соответствии с ним и регулирующие отношения, указанные в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ. Согласно п. 6 ст. 3 ГК РФ под иными правовыми актами понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права.

2. Указанные выше обстоятельства приостановления течения срока исковой давности могут быть применены лишь в том случае, если они возникли и продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности.

Если срок исковой давности равен шести месяцам либо меньше, то есть сокращенный, то обстоятельства, указанные в п. 1 ст. 202 ГК РФ, должны действовать в течение всего сокращенного срока.

3. Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Она может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.

Введение процедуры медиации в правовую систему РФ было осуществлено путем принятия ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Срок исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к процедуре медиации или иному внесудебному способу урегулирования спора, на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока — на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» сроки проведения процедуры медиации определяются соглашением о проведении процедуры медиации, однако стороны должны приложить все усилия, чтобы эта процедура была прекращена в срок не более чем шестьдесят дней. Максимальный срок проведения медиации составляет 180 дней, то есть по истечении этого срока возобновляется течение срока исковой давности.

Данные положения применимы, если стороны прибегли к процедуре внесудебного разрешения спора в пределах срока исковой давности.

4. Со дня прекращения обстоятельства, послужившего основанием приостановления течения срока исковой давности, течение ее срока продолжается. Остающаяся часть срока исковой давности, если она составляет менее шести месяцев, удлиняется до шести месяцев, а если срок исковой давности равен шести месяцам или менее шести месяцев — до срока исковой давности.

5. По общему правилу приостановление течения срока исковой давности продолжается до того момента, пока не прекратит существование обстоятельство, в связи с которым срок был приостановлен. После этого возобновляется течение срока исковой давности.

В тех случаях, когда оставшаяся часть срока исковой давности менее шести месяцев, срок исковой давности подлежит продлению до шести месяцев. Так, мораторий был введен в апреле 2014, а отменен 01.06.2014, срок исковой давности заканчивается 15.07.2014, следовательно, срок исковой давности будет продлен до шести месяцев.

В случаях, когда срок исковой давности составляет 6 месяцев или менее шести месяцев, срок продлевается до срока исковой давности.

6. Применимое законодательство:

— ФЗ от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

7. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 15 и Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 N 18;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2005 N 10584/04 по делу N А40-27993/03-26-186;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 13031/12 по делу N А40-125946/11-63-1013;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 N 13096/12 по делу N А40-104805/10-29-907;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2014 по делу N А53-13922/2013;

— Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.02.2013 по делу N А32-9845/2012;

— Постановление ФАС Центрального округа от 21.10.2013 по делу N А09-43/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 26.10.2011 по делу N А40-122100/10-20-689.