Банк детей на усыновление в нижегородской области

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

В Нижегородской области насчитывается более 12 тысяч детей сирот

Губернатор Валерий Шанцев принял участие в торжественной церемонии открытия детского дома в Дзержинске. Это один из самых главных долгостроев города, фундамент которого заложен еще в 1989 году.

В новом детском доме будут проживать более 170 воспитанников из Желнинского и Дзержинского детских домов, из них 146 детей до 18 лет и 31 ребенок -дошкольного возраста.

Благодаря этому проекту удалось сократить количество детских домов на территории города. По словам Валерия Шанцева, для взрослых «это обязанность построить дом, где дети могли бы получить воспитание и образование».

Губернатор подчеркнул, что основная забота – это сокращение количество детских домов. В Дзержинске уже применен опыт патронатного усыновления. Директор департамента образования и науки Сергей Наумов сообщил, что сейчас в стадии оформления по программе патронатного воспитания находятся 13 заявлений об опеке Дзержинских детей.

По словам зам. директора Дзержинского детского дома Нины Воронцовой, желающих взять ребенка на воспитание по системе патронатного воспитания гораздо больше, чем желающих усыновить ребенка.

В 2006 году был усыновлен лишь один ребенок из Дзержинского детского дома, а в системе патронатного воспитания было задействовано трое детей.

В настоящий момент при детском доме набрана группа будущих специалистов по патронатному воспитанию, которые пройдут специальные тренинги с психологами.

Система патронатного воспитания предусматривает воспитание ребенка в семье, но при этом он числится в детском доме. На содержание ребенка патронатные родители получают пособие в размере 4 тыс. рублей, кроме того, за ребенком закрепляется патронатный воспитатель, который получает 1,5 МРОТ.

Губернатор отметил, что движение по патронатному воспитанию в Нижегородской области началось среди многодетных семей. На сегодняшний момент главное – увеличить число детей включенных в эту систему.

Но пока количество детей сирот не уменьшается, перед правительством области стоит задача привести в надлежащее состояние областные детские дома.

В 2006 году 17 детских домов региона были включены в программу реконструкции и около 20 оснащены новым современным оборудованием.

Вторая очередь Дзержинского детского дома будет пущена в эксплуатацию через полтора года. В новом детском доме комнаты рассчитаны на 2-3 человека, есть спортивный зал, планируется создание летнего сада, тренажерного зала и комнаты для занятия хореографией.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

22 Октября 2018

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы сообщает, что 27 октября 2018 года с 11до 14 часов пройдет общегородское мероприятие «День Аиста».

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

от рождения до 4 лет

от 11 до 16 лет

Вадик – живой, активный, очень обаятельный малыш. Очень ласковый и открытый ребенок. Ему очень нравится общение с взрослыми, мальчик радуется, когда его берут на ручки и говорят-говорят с ним. В ответ.

Даша – симпатичная девушка. Эмоциональная, ранимая, не любит критику в свой адрес, но признает свою вину и старается исправиться. Со взрослыми, в целом, послушна, со сверстниками общается ровно. Без сопротивления выполняет.

Саша – очень общительный и контактный молодой человек. Он обожает все новое, новых людей, при общении проявляет инициативу. Может проявить настойчивость в достижении своих целей, у него часто меняется настроение, может.

Диана – очень симпатичная, обаятельная, приятная девочка. Очень радуется искреннему вниманию к себе, немного застенчива с незнакомыми людьми. Любознательная, методом проб и ошибок самостоятельно находит ответы на сложные вопросы. Старается достигать.

Вадик – общительный, веселый, улыбчивый мальчик. Очень доброжелательный, хорошо общается со всеми. С уважением относится к взрослым. С готовностью откликается на любое предложение, старательно выполняет поручения, с радостью помогает воспитателям. В.

Кристина – доброжелательная, улыбчивая, открытая и общительная девочка. Она всегда охотно помогает взрослым, любит возиться с малышами, проявляет заботу о них. Кристина девочка ответственная, хорошо учится, уроки выполняет самостоятельно. Любит заниматься.

Матвей – веселый, непосредственный мальчик. Охотно идет на контакт со взрослыми, отзывчив на ласку и искреннее внимание к себе. По отношению к другим деткам доброжелателен, в группе ведет себя активно, интересуется.

Диана – очень обаятельная, позитивная, улыбчивая «солнечная» девочка. Очень спокойная, дружелюбная, она хорошо общается и со взрослыми, и с детьми. Диана в силу основного диагноза отстает в развитии от сверстников, но.

Саша – очень ласковый, контактный мальчик, ему очень важно внимание взрослых, он с готовностью откликается на теплое к себе отношение. Сам инициирует общение, он вообще проявляет интерес к людям, позитивно и.

Таня – открытая, веселая девочка, которая недавно попала в учреждение. Таня – ответственный человек, она очень хорошо относится к малышам, помогает воспитателям заботиться о них. В коллективе сверстников Таня – признанный.

Вы можете сделать пожертвование!

Теперь на главном сайте нашего проекта появилась возможность сделать пожертвование! Собранные за счет пожертвований средства пойдут на нужды программы по содействию в усыновлении детей-сирот Северо-Западного региона в рамках проекта «Дети-ждут»!

Мы благодарим за поддержку проекта «ДЕТИ ЖДУТ»

Этот проект родился из нашего совместного желания найти детям-сиротам (оставшимся без попечения родителей) новые, хорошие семьи.

Конечно, специалисты Департамента и так постоянно работают над семейным устройством детей. Но для того, чтобы сделать эту работу более эффективной, нужна хорошая, оперативно обновляющаяся база данных детей, находящихся в Детских домах и Домах ребенка Новгородской области.

Поэтому мы решили сделать свою, региональную базу данных, основанную на активном сборе информации о детях. В детские дома Новгородской области выезжают профессиональные фотографы и интервьюеры, которые подготавливают информацию для нашего портала. Поэтому мы часто обновляем фотографии, и вы имеете возможность читать развернутые рассказы о детях.

Мы очень надеемся, что этот проект поможет родителям найти своих детей, а детям – скорее дождаться родителей.

19.07.2018. Обновления базы данных

Обновлен региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей, Новгородской области: в банк добавлена анкета 1 нового ребенка, пополнены актуальной информацией анкеты еще 19 детей. Все эти дети нуждаются в родителях!

Все права защищены и охраняются законом. © 2018 БФ «Дети ждут»

Полное или частичное копирование материалов сайта разрешено только с разрешения администрации.

Отказники в НН

В Орле есть вроде девочка и мальчик, звоните
0862 29-35-71 Людмила Владимировна

Ниже сообщение одной из конфянок цитирую.

Больница на той же улице, что и муниципалитет. При желании можно все успеть за один день.По телефону надо сказать, что из Москвы и надо все успеть. Направление дают тут же, при первом приходе в опеку, если документы в порядке (необходимые документы можно сверить с Людмилой Владимировной по тел., пакет документов стандартный). Дальше — больница. До больницы идти 10-15 минут. Там приятнейшая юрист, молодая женщина лет 30-ти. Она показывает ВСЕХ детей без специальных упрашиваний. Мы уезжали думать, но если решение созрело моментально, то можно нести заявление (заготовленное заранее, вписать только фамилию ребенка) в суд. У судей есть приемные часы. Но если в них не попадаешь, Председатель принимает заявления в любое время. Он приятнейший мужик и к усыновителям очень расположен. Вообще, решение любой проблемы в Орле занимает 10 минут. Все слаженно делают свое дело и усыновителям рады. Суд нам назначили через 3 дня после подачи заявления. И ребенка готовы отдать в день суда.Если пришлось ночевать в Орле, лучшее место — гостиница Русь, 5 мин пешком до опеки и 15 — до больницы. Одноместный номер 500 р. с копейками.Туда почти не приезжают усыновители — далековато. Ехать 4-5 часов на машине (около 400 км от Москвы). 16.11.2004 20:37:56, Синоптик

Поиск ребенка (детей)

Кто подлежит семейному устройству?

Где и как искать ребенка?

Вы можете обратиться в органы опеки и попечительства по месту Вашего жительства, где находится вся информация о детях, под опекой государства, по Вашему району (дети из домов ребенка, детских домов, школ-интернатов).
Вы можете обратиться в Департамент образования Нижегородской области, где находится Банк данных о детях всей области.
Вы можете обратиться в Министерство образования РФ, где собрана информация о всех детях, находящихся под опекой государства, Российской Федерации.

Региональный оператор ГБД о детях,
оставшихся без попечения родителей:

Министерство образования и науки Нижегородской области
603950, г. Н.Новгород, ГСП-58, ул. Ильинская, 18
Телефон: (831)433-24-51
Телефон: (831)433-52-41

Усыновление

Постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, желающих усыновить ребенка и имеющих заключение о возможности быть опекуном, выданное в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, осуществляется органом опеки и попечительства на основании заявления таких граждан и представленного ими заключения о возможности быть опекуном.

После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства предоставляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, они вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по устройству детей на воспитание (региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), любого субъекта Российской Федерации, или в Министерство образования и науки Российской Федерации (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору.

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства является заявление кандидата в усыновители с просьбой о подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданин предъявляет в орган опеки и попечительства или соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям;

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью; анкета гражданина содержит следующую информацию.

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем.

Российский гражданин в случае выезда на момент оформления им усыновления ребенка в другое государство на срок более одного года (на работу или по иным причинам), кроме документов, указанных выше, представляет следующие документы:

а) заключение об условиях его жизни и обязательство осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и постановкой его на консульский учет в консульском учреждении Российской Федерации по прибытии в государство, на территории которого он проживает на момент оформления усыновления (удочерения), выданные компетентным органом этого государства;

б) копию лицензии (или другого документа, установленного законодательством иностранного государства) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

Документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства российского гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Документы принимаются к рассмотрению в течение года со дня их выдачи. Если законодательством иностранного государства предусмотрен иной срок действия документов, то они могут рассматриваться в течение срока, установленного законодательством соответствующего государства.

Орган опеки и попечительства или соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации орган опеки и попечительства или соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации орган опеки и попечительства или соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, орган опеки и попечительства или соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 рабочих дней с даты его выдачи. Продление срока действия направления на посещение ребенка при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка, введение ограничительных мероприятий (карантина) в организации для детей-сирот и иные причины), и письменного заявления гражданина не может превышать 10 рабочих дней.

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Если гражданин изъявил желание принять на воспитание в свою семью более одного ребенка и оформил заявление с просьбой выдать направление на посещение нескольких детей, являющихся братьями (сестрами) и находящихся в одной организации, органом опеки и попечительства либо соответствующим оператором выдается одно направление на посещение всех указанных детей.

Количество детей, направления на посещение которых одновременно выдаются гражданину, не может превышать количества детей, указанных в заявлении гражданина о желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью ребенка, которого он посетил, гражданину при его согласии выдается направление на посещение другого выбранного им ребенка.

В случае если в органе опеки и попечительства, региональном или федеральном банках данных о детях отсутствуют сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, которого гражданин желал бы принять в свою семью, он вправе подать заявление в письменной форме с просьбой о дальнейшем поиске такого ребенка.

Орган опеки и попечительства либо соответствующий оператор не реже одного раза в месяц письменно (посредством почтовой связи, либо факсимильной связи, либо электронной почты) уведомляет гражданина о поступлении в государственный банк данных о детях новых анкет детей, содержащих сведения, которые соответствуют пожеланиям гражданина, или об отсутствии таких сведений.

Гражданин в течение 15 календарных дней со дня получения данного уведомления должен ознакомиться с новой анкетой ребенка. Указанный срок может быть продлен, если гражданин в 15-дневный срок со дня получения уведомления проинформирует соответствующего оператора об основаниях, препятствующих ему ознакомиться с новой анкетой ребенка (например, болезнь, служебная командировка).

Если гражданин в течение 15 календарных дней со дня получения указанного уведомления не ознакомился с новой анкетой ребенка и не проинформировал соответствующего оператора об основаниях, препятствующих ему ознакомиться с новой анкетой ребенка, сведения о данном ребенке могут быть предложены другому гражданину.

Если гражданин, дважды получив уведомление о результатах поиска ребенка, оставшегося без попечения родителей, не явился для ознакомления с новой анкетой ребенка, поиск ребенка, оставшегося без попечения родителей, для данного гражданина приостанавливается и может быть возобновлен на основании письменного заявления гражданина при условии отсутствия оснований для прекращения учета сведений о нем.

В случае если в региональном банке данных о детях субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает российский гражданин, отсутствуют сведения о детях, соответствующих пожеланиям гражданина, региональный оператор вправе на основании письменного заявления гражданина обратиться к федеральному оператору с запросом о предоставлении сведений о детях, состоящих на учете в федеральном банке данных о детях, для гражданина, сведения о котором состоят научете в соответствующем региональном банке данных о детях.

В случае если в органе опеки и попечительства или региональном банке данных о детях отсутствуют сведения о российских гражданах, желающих принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых состоят на учете в органе опеки и попечительства или региональном банке данных о детях, поиск российских граждан для устройства детей в семьи осуществляется с использованием прикладного программного обеспечения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, среди граждан, поставленных на учет в других органах опеки и попечительства, региональном или федеральном банках данных о детях, с учетом пожеланий граждан, указанных в анкете гражданина.

Орган опеки и попечительства либо региональный оператор имеют право письменно (посредством почтовой связи либо электронной почты) направить российским гражданам, сведения о которых зарегистрированы в государственном банке данных о детях, производную информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в семью и сведения о котором соответствуют пожеланиям граждан, указанным в анкете гражданина.

Кандидаты в усыновители имеют право:

получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок (приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 369, Министерства образования Российской Федерации № 641 от 25 декабря 1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью». Такое медицинское освидетельствование можно осуществлять только при участии медицинского работника организации, из которой ребенок передается на воспитание в семью. Заключение о состоянии ребенка передается в руки кандидату в усыновители, а копию — представителю учреждения, в котором находится ребенок. В случае расхождения диагнозов государственного и независимого медицинского освидетельствования в течение 3-х дней со дня поступления заключения о здоровье ребенка, его документы необходимо направить в Министерство здравоохранения и социального развития).

Кандидаты в усыновители обязаны лично:

познакомиться с ребенком и установить с ним контакт (учитывая, что на судебное заседание орган опеки и попечительства должен предоставлять свое заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком, при первом знакомстве кандидатов в усыновители с ребенком или одном из последующих посещений ребенка должен присутствовать специалист по охране детства органа опеки и попечительства);

ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;

подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Опека (попечительство)

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

После того как Вы выбрали конкретного ребенка, районный орган опеки по месту нахождения ребенка или оператор банка данных выписывает Вам направление на посещение ребёнка по форме согласно Приказу Минобразования № 2750 (Приложения 5). По результатам посещения ребенка Вы подписывает заявление по результатам посещения ребенка по форме согласно Приказу Минобразования № 2750 (Приложение 6).

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.). (п.16 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. )

В доме ребенка, с направлением на посещение ребёнка, надо обращаться к главврачу, в детском доме — к директору.

Руководитель учреждения (или лицо, исполняющее его обязанности) обязан:

  • предоставить Вам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент,
  • разъяснять Вам Ваше право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения), и
  • обеспечить Вам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.

Эти обязанности закреплены в пп. 11 и 12 Постановления Правительства РФ № 275 и Приказе Минздрава РФ № 369. Обратите внимание, что согласно Постановлению № 275 кандидаты не только имеют право, но и обязаны наладить личный контакт с ребенком и знакомиться с его медицинской картой. Более того, на руководителя учреждения, виновного в непредоставлении сведений на ребенка или совершении иных действиях, препятствующих его семейному устройству, может быть наложена административная ответственность.

При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка. Законодательство не ограничивает числа выдаваемых направлений на посещение детей. Кандидат в усыновители имеет право искать ребенка сколь угодно долго, а чиновники обязаны помогать ему в этом до тех пор, пока совместными усилиями ребёнок не будет найден.

Организации, проводящие независимую
медицинскую экспертизу детей:

Федеральное государственное учреждение
«Научно-исследовательский институт
детской гастроэнтрологии»
603950, г. Н.Новгород, ул.Семашко, д.22
Телефон: (831)436-62-46

Государственное учреждение
«Нижегородская областная клиническая больница»
603136, г.Новгород, ул.Ванеева, д.211
Телефон: (831)417-56-82

За дополнительной информацией обращайтесь в:

Департамент образования Нижегородской области.
Отдел социально-правовой защиты детей.
Адрес: 603950, Нижний Новгород, ГСП-58, ул. Ильинская, 18.
Телефон: (831) 434-14-44.
Факс: (831) 434-11-90.

Органы опеки и попечительства Нижегородской области — в разделе «Органы опеки».

Правовая база

Усыновление (удочерение) детей

Усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с семейным законодательством РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. По законодательству Российской Федерации усыновление — принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребёнок становится родственником— дочерью/сыном— со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.
Процедура усыновления регламентируется Гражданско-процессуальным кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, а так же иными нормативными актами правительства Российской Федерации.

Лица, имеющие право быть усыновителями:

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
1. лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2. супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3. лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
4. лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
5. бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
6. лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации; (О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями, см. Приказ Минздрава РФ от 10.09.1996 N 332.)
7. лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
8. лиц, не имеющих постоянного места жительства;
9. лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
10. лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам.

При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных седьмым и десятым пунктами, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Эти положения так же не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. Возрастной ценз не действует на супружескую пару, а также при усыновлении (удочерении) ребенка отчимом или мачехой.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
1. краткая автобиография;
2. справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
4. справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
5. медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке).

Документы, перечисленные в пунктах 2 — 4, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 3 месяцев.

Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.
На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Следует обратить внимание, что список документов, предоставляемых кандидатом в усыновители, является закрытым. Это означает, что орган опеки не имеет право потребовать у вас какие-либо дополнительные или иные документы, касающиеся таких обстоятельств вашей личной жизни, как, например:

• наличие других детей в семье (родных, усыновленных, опекаемых и прочее),
• медицинское заключение о бесплодии или о невозможности родить ребенка по медицинским показаниям,
• и прочее.

Отрицательное заключение и основанный на нем отказ в постановке на учет в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства доводит до сведения заявителя в 5-дневный срок с даты его подписания. Одновременно заявителю возвращаются все документы и разъясняется порядок обжалования решения.
После постановки на учет граждан в качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей)

Судебную процедуру усыновления(удочерения) регламентирует 29 глава ГПК РФ

С более полной информацией можно ознакомиться в Правилах передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитании в семьях усыновителей на территории Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 29 марта 2000 г . N 275

Опека и попечительство

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, воспитания, образования и защиты прав и интересов детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. не достигшими 14 лет, а попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны выступают от имени своих подопечных, попечители же обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, давать свое согласие на совершение ряда сделок.

С 1 сентября 2008 г . действует норма об установлении предварительной опеки (попечительства), если это в интересах ребенка. Она может быть установлена, в частности, при отобрании ребенка у родителей, когда нежелательно помещение ребенка в организацию для детей-сирот. Проведение предварительной проверки сведений о личности опекуна или попечителя при этом не требуется. Опекун (попечитель) должен лишь представить документ, удостоверяющий личность, а орган опеки и попечительства — провести обследование условий его жизни.

Временно назначенный опекун (попечитель) обладает всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Предварительная опека (попечительство) назначается на 1 месяц, в исключительных случаях срок может быть продлен до 2 месяцев. В течение этого времени орган опеки и попечительства должен установить обычную опеку (попечительство).

Опекунами (попечителями) могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть опекунами (попечителями) следующие лица:
1. отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя);
2. ограниченные в родительских правах;
3. бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
4. лишенные родительских прав;
5. недееспособные или ограниченно дееспособные;
6. имеющие следующие нарушения здоровья:
7. туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации;
8. заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
9. злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
10. наркомания, токсикомания, алкоголизм;
11. инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
12. психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
13. все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность.

При решении вопроса об установлении опеки (попечительства) требуется представление медицинских документов об отсутствии перечисленных заболеваний. Недееспособность подопечного или лишение родительских прав подтверждаются судебными решениями.

С 1 сентября 2008 г . действует установленный законом запрет быть опекунами (попечителями) для лиц, имеющих на момент установления опеки (попечительства) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
1. заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее — заявление);
2. справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);
3. выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;
4. справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
5. медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
6. копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
7. письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;
8. справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);
9. документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан (при наличии);
10. автобиография.
Документы, предусмотренные пунктами 2 — 4 и пунктом 8, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный пунктом 5, — в течение 3 месяцев со дня его выдачи.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).
Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

При представлении гражданином, выразившим желание стать опекуном, новых сведений о себе орган опеки и попечительства вносит соответствующие изменения в заключение о возможности гражданина быть опекуном и журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами.

Приемная семья

Это одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане, взявшие на воспитание ребенка, являются приемными родителями, а ребенок, переданный им на воспитание — приемным ребенком. Приемная семья образуется на основании договора граждан с органом опеки и попечительства о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

С 1 сентября 2008 г . приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения об опеке и попечительстве (см. выше — Опека, попечительство над детьми). Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей они могут быть переоформлены в соответствии с действующим законодательством.

Отличие приемной семьи от усыновления в том, что последнее предполагает установление определенных отношений на всю жизнь, в то время как приемная семья образуется на определенный срок и только до достижения детьми совершеннолетия. При этом не исключено, что приемные родители могут в дальнейшем усыновить ребенка, в таком случае статус и детей, и родителей меняется.

Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети, не достигшие совершеннолетия и оставшиеся без попечения родителей. К ним относятся:
• дети-сироты;
• дети, родители которых неизвестны;
• дети, родители которых лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
• дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты и других аналогичных учреждениях.

Как правило, общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.
Передача ребенка в приемную семью производится с учетом его мнения. Администрация учреждения, в котором находится ребенок, обязана ознакомить будущих приемных родителей с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья.

Дети, находящиеся в родстве между собой, как правило, передаются в одну приемную семью, за исключением случаев, когда по медицинским или иным причинам они не могут воспитываться вместе.

Взять на воспитание больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида можно только при наличии условий для содержания и воспитания таких детей. Решение об этом принимают органы опеки и попечительства.

Приемные родители выступают как воспитатели, это их основная работа (следует заметить, что договор о передаче ребенка в приемную семью не является разновидностью трудового договора и отношения приемных родителей с органом опеки и попечительства не относятся к трудовым отношениям), за которую они получают зарплату. В этом случае между ними и детьми не возникает никаких алиментных отношений, они не имеют права наследовать друг после друга и т.п. Приемный ребенок сохраняет свое имя, отчество и фамилию.

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями который заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г . N 423.

Где и как искать ребенка?

Из родильных отделений и детских больниц малыши попадают в дома ребенка. В домах ребенка они находятся до исполнения четырех, а иногда и пяти лет (в основном по медицинским показаниям). Дома ребёнка являются медицинскими учреждениями и бывают общего типа или специализированные, например, для детей, рождённых от инфицированных матерей, или для детей с врожденными патологиями.
По исполнении четырех лет ребенка обычно переводят в дошкольный детский дом. Из дошкольных детских домов дети, достигшие школьного возраста, переводятся в детский дом или школу-интернат, где они живут до совершеннолетия. Подавляющее большинство сиротских учреждений для детей старше трех лет находится в ведении Минобразования РФ, однако специальные и коррекционные учреждения могут относиться к Минсоцзащиты РФ, Минздраву РФ или негосударственным организациям.

Если на территории вашего района есть дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, то сведения о всех детях-сиротах, находящихся там, в обязательном порядке передаются в районный орган опеки. В деле ребенка подробно указываются все данные ребенка, его биородителей и других родственников, прикладывается фотография. Обратите внимание: даже если сведения о ребенке были переданы в банк данных, местный орган опеки обязан предпринимать все усилия для подыскания ребенку семьи и предоставлять кандидатам сведения о нем.

Некоторые детские учреждения с разрешения органов опеки создают собственные сайты, где помещают сведения о детях, их можно найти через любую поисковую систему, задав тему «детский дом» или «дом ребенка». Если вас заинтересовал ребенок с одного из этих ресурсов, вам следует обратиться за направлением на посещение к специалисту органа опеки по месту нахождения детского учреждения, контакты которого всегда есть на подобных сайтах.

В нашей стране действует государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящий из региональных банков и общефедерального.
Если кратко, то система работает так: в течение первого месяца с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, местный орган опеки обязан предпринимать усилия по устройству его в семью и хранить дело ребенка только у себя. Если в течение месяца ребенок не устроен в семью, его анкета передаётся в региональный банк данных, который чаще всего находится в ведении министерства образования области. Распоряжается информацией, находящейся в региональном банке данных, региональный оператор (в г. Москве это Московский комитет образования, в Нижнем Новгороде — Министерство образования и науки Нижегородской области). Если в течение месяца подобрать семью ребёнку не удалось, то его анкета передаётся на самый высокий уровень – Федеральному оператору банка данных при Минобразования РФ.
Многие региональные операторы банка данных о детях-сиротах создали собственные Интернет-сайты, где активно продвигают детей для семейного устройства.

После получения заявления кандидата о подборе ребенка оператор банка данных в течение 10 дней обязан предоставить анкеты детей, соответствующих пожеланиям кандидата. Если желаемого ребёнка найти не удается, кандидат оставляет заявление о поиске, а оператор обязан каждый месяц информировать кандидата о наличии (отсутствии) в банке данных информации о требуемом ребенке, а также знакомить кандидата с вновь поступившими анкетами детей.

Посещение ребенка:

После того как кандидат в усыновители останавливает свой выбор на конкретном ребенке, районный орган опеки по месту нахождения ребенка или оператор банка данных выписывает ему направление на посещение ребёнка. По результатам посещения ребенка кандидат либо подписывает согласие на усыновление/опеку, либо пишет отказ от данного ребенка и продолжает поиски.

Домом ребенка руководит главный врач. В детском доме вам необходимо зайти к директору. Руководитель учреждения (или лицо, исполняющее его обязанности) обязан:

• предоставить кандидатам полную информацию о ребенке, показать личное дело, рассказать о состоянии здоровья и особенностях развития на настоящий момент,
• разъяснять кандидатам их право на независимую экспертизу в медицинских учреждениях по вопросам, связанным с освидетельствованием состояния здоровья ребенка, передаваемого на воспитание в семью (независимое медицинское освидетельствование осуществлять при участии медицинского работника учреждения), и
• обеспечить кандидатам возможность посещать ребенка в часы, установленные распорядком дня данного учреждения.

Законодательство не ограничивает числа выдаваемых направлений на посещение детей. Кандидат в усыновители имеет право искать ребенка сколь угодно долго, а чиновники обязаны помогать ему в этом до тех пор, пока совместными усилиями ребёнок не будет найден.

Формы семейного устройства: плюсы и минусы

Мы рассказываем о формах семейного устройства по стране в целом. При этом в каждом регионе есть свои особенности, которые необходимо принимать в расчет. Данный материал предназначен прежде всего для ознакомления с тем, какие возможны варианты для приемных родителей и их детей. Более подробную информацию по Нижегородской области можно получить в Министерстве образования Нижегородской области, по тел. (831) 434-14-44, (831) 433-52-41.

1. Усыновление/удочерение

Принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником — дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Плюсы:

• Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
• Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

Минусы:

• Требуется утверждение гражданским судом, поэтому оформляется дольше, чем опека.
• Все обязанности по содержанию и воспитанию ребенка ложатся только на усыновителей. Но в некоторых регионах, например Москва, выплачивается ежемесячное пособие в размере 12 000,00 рублей
• Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Финансовая поддержка государства:

Государство выплачивает единовременное пособие на усыновляемого ребенка.

Кроме того, государство предоставляет послеродовой отпуск и выплаты в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.

Если усыновленный ребенок в семье по счету второй (третий и т.д.), он имеет право на материнский капитал. Все остальные формы семейного устройства выплаты материнского капитала не предполагают.

2. Опека и попечительство

Принятие в Дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.

Плюсы:

• Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решения суда.
• На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
•По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
• Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.

Минусы:

• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
• Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
• Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.
• Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Финансовая поддержка государства:

• На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу.
• В случае смерти кровного родителя ребенка, назначается пособие по потере кормильца.
• Льгота на проезд.
• Право на получение жилья по достижении 18 лет (в случае отсутствия собственного).
• Льгота по квартплате.
• Льгота при поступлении в учебное заведение.
• Льготы на санаторно-курортное лечение.
• Право на бесплатное питание в школе.
• Право на бесплатное посещение кружков.

3. Приемная семья

Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» — воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Высокий, хотя и не полный уровень ответственности за судьбу ребенка.

Плюсы:

• Возможно передать в семью детей, не имеющих статуса, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.
• Менее жёсткие требования к кандидатам — такие же, как и при опеке.

Минусы:

• Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
• Сложнее оформить, т.к. требуется оформление договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях.
• Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Финансовая поддержка государства:

•На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в области нормативу.
•Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
•На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, льготы на оплату жилья, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка.
•Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами .
•По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.